Как потребителям защитить свои права и не попасться на удочку мошенников? |
![]() |
27.03.2013 12:40 |
Несколько советов от профессионала Популярная поговорка гласит: покупатель (или потребитель) всегда прав! Но, к сожалению, продавцы считают так далеко не всегда. Подтверждение тому – кипы жалоб на мошенников (которые взяли предоплату, но работу не сделали), торговцев (которые обвесили или подсунули просроченный товар), магазины (в которых продали сапоги-«однодневки» или некачественную технику). Подобное может случиться с каждым, поэтому в преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, мы решили более детально узнать, как покупателям защитить свои права и не попасться на удочку мошенников. А поможет нам в этом Виктор ЛИПКО – уже известный читателям «Проспекта» глава городской ассоциации по защите прав потребителей.
– Наиболее частые жалобы, с которыми к нам обращаются, – рассказывает Виктор Липко, – касаются некачественных или бракованных мобильных телефонов, а в последнее время все чаще жалуются ещё и на размножившиеся фирмы по установке металлопластиковых окон. Стоят такие окна недёшево, фирмы требуют большую предоплату. И часто случается так, что клиент платит, а окон в указанный срок не получает. Вот вам и повод прийти в ассоциацию. А бывает, клиент договор невнимательно читает, но при этом подписывает. А там такое можно прописать – особенно во всяких примечаниях мелким шрифтом, что потом локти кусать приходится! В подтверждение сказанного – маленький пример из обращений читателей в нашу газету. Клиент заказал металлопластиковые окна, заключил договор с исполнителем и сделал предоплату. В указанный срок ему привозят окна… и оставляют на полу в квартире. А все потому, что в договоре было написано: изготовление и доставка. А установка не предусмотрена! – Я уже не раз советовал и еще хочу напомнить: обязательно читайте договоры, сколько бы там страниц ни было. А еще – непременно берите чеки после покупки (и, по возможности, сохраняйте в целости упаковку на срок гарантии). При их наличии вы всегда сможете вернуть некачественный товар и получить обратно свои деньги, – советует Виктор Липко. – А вот без чека и мы жалобу можем не принять, и суд такое заявление не будет рассматривать. И не слушайте продавцов, которые уверяют, что работают без чека. Такими действиями они нарушают существующее законодательство, ведь статья 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» обязывает всех выдавать расчетные документы – будь то чек кассового аппарата или накладная с подписью и печатью частного предпринимателя. А еще не бойтесь подольше рассматривать товар, который покупаете, по возможности – проверить его в работе в присутствии продавца. Особенно это касается товаров, получаемых с помощью экспресс-доставки или «Новой почты» от крупных Интернет-магазинов. Одни такие магазины дорожат репутацией, другие могут недоукомплектовать товар, прислать вещь с внешними дефектами, не вложить правильно оформленные гарантийные обязательства со штампами своей компании. Если все это не проверить на месте и не включить технику при получении (кроме случаев, когда требуется время для исчезновения конденсата в электроприборе), можно потом намучиться с возвратом товара – вам будут предлагать в лучшем случае товар взамен, в худшем – направление его за техэкспертизу, после которой часто «виновником» неработющей или некачественной вещи сделают именно вас. Выбираю такую Интернет-компанию, почитайте в Интернете отзывы о ней потребителей, срок гарантии, правила доставки. И не всегда соблазняйтесь низкой ценой – нередко она не соответствует действительности. Если вы покупаете продукт питания, найдите на нем дату изготовления, не всегда берите в магазине продукты из первых рядов – сюда, бывает, подкладывают то, что уже «на грани». Экономьте свое время и нервы! В основном, на консультацию к нам приходят люди пожилого возраста – они чаще становятся жертвами мошеннических действий. Бывает, и молодежь заглядывает, их жалобы чаще касаются некачественной современной техники – мобильных телефонов. Бывают в ассоциации и откровенно курьезные случаи. Например, купил мужчина телевизор, установил его, включает – а тот не работает. Он и в магазин пожаловался, и деньги обратно потребовал, и в ассоциацию успел позвонить. А оказалось, что телевизор просто… не был включен в розетку. В заключение хотелось бы добавить: иметь права – далеко не главное. Нужно еще уметь ими пользоваться, а в случае чего – и защищать. Будьте бдительными, настойчивыми, технически грамотными и дотошными, изучая и выбираю будущую покупку. И тогда вы не попадетесь на удочку даже самых изощренных мошенников. Ну а в случае чего – вы уже знаете, куда обращаться. Алена МАТВЕЙЧУК. НАША СПРАВКА Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта с 1983 года. Он приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1962 году, где президент США дал само понятие «потребитель» и выделил четыре права потребителей: на информацию, на безопасность, на выбор и право быть услышанным. Позднее Всемирная организация потребителей добавила туда ещё четыре: на возмещение ущерба, на здоровую окружающую среду, на потребительское образование и на удовлетворение базовых потребностей.
Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников". |