О святости и святых |
![]() |
18.04.2013 15:18 |
![]() В русском языке слово «святой» (по-славянски «святый») можно расшифровать как свыше ятый, то есть «взятый свыше, с неба». Греческое «агиос» переводится как неземной, древнееврейское «кодеш» – как отделенный, отрезанный, иной Собственно, Святым всегда называли лишь Бога. Древний пророк, восхищенный на небо, видит на Небесах Престол Божий, вокруг летают Ангелы и взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф…». Человек (или, скажем, какой-то предмет религиозного культа) может быть святым, лишь если Бог ему сообщит святость, если Бог приобщит творение к Своей Святости. Поэтому «святой» можно понимать как Божий. Это тот, в ком действует, производит Свою работу Бог. В высшем смысле – это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог. В последнем смысле и понимают сегодня это слово православные. Едва ли вы найдете православного человека, который скажет, что он – святой. Это, по крайней мере, нескромно. Напротив, чем праведнее человек, тем очевиднее для него, что его от Бога, от Божьей чистоты, праведности, святости отделяет огромная дистанция. Но в древности, например в Ветхом Завете, святым назывался израильский народ. Не потому, что иудеи были праведными и чистыми, а потому, что это был народ Божий. Как сказал народу Бог, когда евреи вышли из египетского плена и подошли к горе Синай: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым». И, чуть позже, повеление: «...Освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь Бог ваш) свят». Вот то, что Израиль был народом Божиим, как бы отделенным, отрезанным от числа иных народов, и позволяло ему называться святым народом. Позже такое именование усвоили себе и христиане. Они как преемники Ветхого Израиля, более того, как истинные почитатели Бога, узнавшие Его Сына, называли себя народом святым, святыми. Так, например, обращался к ученикам ап. Павел в своих Посланиях. Он называл христиан святыми. И когда в Символе веры мы называем Церковь Святой (Верую… во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь) – это означает не то, что Церковь состоит из святых людей, но что это Церковь Божия. Бог дает Церкви и ее членам святость.
Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников". |