ГЛАВНОЕ О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ |
![]() |
18.04.2013 15:28 |
В толковом словаре Ожегова пост – это «воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию Церкви». Однако это определение не отражает сущности поста, поскольку не раскрывается самое главное, спрятанное в словах «другие ограничения», а кроме того, надо помнить, что в Великий пост – это не столько время ограничений, сколько время особых возможностей. И важно эти возможности не упустить. Календарь и богослужения Великий пост – самый продолжительный из всех многодневных постов, который особым образом посвящен покаянию. Каждая неделя поста – уникальна, а богослужения Великого поста открывают перед нами историю православной аскетики, отпечатленной в темах празднований великопостных воскресений. Это параллельный, внеисторический смысл Великого поста. Великий Пост символизирует сорокадневный пост Спасителя в пустыне. В пространство поста человек входит не сразу. Пост предваряется тремя подготовительными неделями («седмицами»), постепенно вводящими христиан в строгий богослужебный и бытовой жизненный ритм, которые заканчиваются Прощеным воскресеньем. Входить в великопостные дни даже с тенью обиды нельзя. Православный Великий пост продолжается семь недель и состоит из двух неравнозначных по смыслу и продолжительности временных периодов – 1) «Святой четыредесятницы» (букв. «сорокадневицы»), установленной в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед выходом на общественное служение (оканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы), и 2) Страстной седмицы (недели Страданий Господних). Все воскресенья (по-славянски «недели») подготовительного периода и собственно Великого поста имеют нумерацию и особые заголовки, указывающие на темы их богослужебных воспоминаний. Пост не может начинаться с воскресенья (всегда праздничного дня), поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья. Особенно большое значение имеет первая и Страстная седмицы Великого поста. Согласно Церковному уставу в это время наиболее строгие ограничения в пище и большое молитвенное правило. Облачения священников тоже указывают на то, что сейчас особый период в церковном круге. В будничные дни Великого поста священники служат в черных облачениях. В субботы и воскресенья, Великий Четверг, день памяти Сорока мучеников Севастийских принято облачаться в фиолетовые облачения. В родительские субботы, Лазареву и Великую Субботы служат в белых, а в Вербное воскресенье – в зеленых, в Субботу Акафиста и Благовещение – в синих. Дважды за год, и дважды во время Великого поста священники переоблачаются непосредственно во время богослужения. Первый раз в Великую Субботу из черного в белое, в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Второй раз во время ночной пасхальной службы – из белого в красное. Основной пасхальный цвет – красный с золотом.
Пост в истории Пост известен почти всем древним религиям. В Священном Писании можно найти много примеров постов: Моисея, жителей Иависа, Иерусалима, Ниневии, пророка Ездры, царя Давида, учеников Христовых. Примеры поста можно найти и в русской истории. Спасительное бремя поста обычно возлагали на себя в особые, ответственные моменты жизни (перед сражением, при наступлении голода, бедствий), когда была особенно важна помощь Бога. Сам Господь Иисус Христос, когда начинает Свое общественное служение, постится: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4. 1-2). Но когда Его учеников упрекают в том, что они не соблюдают пост, говорит: «…когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9. 15). Литургист М. Скабалланович полагает, что эти слова были основанием для пасхального поста, который был воспоминанием смерти Христовой. Сама Пасха в первые три века сводилась к посту: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1. Кор. 5. 7).
Покаяние Великий пост – это прежде всего время сугубого покаяния. Великий пост – это время упражнения в молитве, способ удалиться от зла, угасить страсти. Предполагается, что человек очистится и обновится, освоив уроки самоограничения. Это время особой духовной жизни, с максимальной для каждого человека концентрацией внимания на вечных ценностях. Пост дает возможность испытать себя в делах добра, подвергнуть анализу свою жизнь и состояние своей души. Некоторые именно во время Великого поста придут на свою первую исповедь. Но путь этот не простой, у каждого свои свои грехи, свои возможности, поэтому каждый сам выстаривает для себя лествицу духовного восхождения от простого к сложному, приобретая опыт победы над грехом с помощью тех средств, которые предлагает нам Церковь во время Великого поста. Освоив их, мы сможем идти в Царство Божие, освобождая себя от пороков, восходя по ступеням духовной жизни из силы в силу (Пс.83,8).
Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников". |