Ответы. УЗАКОНИТЬ САМОСТРОЙ |
![]() |
26.01.2015 09:27 |
На своем придомовом участке я построил времянку, но без всякого проекта и без разрешения. Мне говорят, что это незаконно и советуют узаконить постройку через суд, но никто не говорит, как это сделать. Посоветуйте, как быть в таком случае. Леонид
Для начала давайте выясним, что такое «объект самовольного строительства» (или как его в народе назвали – «самострой»), в каких случаях его нужно узаконивать через суд и как потом зарегистрировать право собственности. Согласно ст. 376 Гражданского кодекса Украины (ГК) и постановления Пленума Высшего специализированного суда Украины 30 марта 2012 г. № 6 «О правовом режиме самовольного строительства» жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если: – они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели (для строительства здания); – здания построены без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта; – здания построены с существенными нарушениями строительных норм и правил. Причем, в соответствии с ч. 2 той же ст. 376 ГК, лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает автоматически права собственности на него. В том случае, если лицо, построившее объект самовольного строительства, имеет правоустанавливающие документы на землю (например: договор долгосрочной аренды земельного участка, на котором построен самострой) узаконить объект самовольного строительства можно через инспекцию Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) путем подачи соответствующей декларации или сертификата (в зависимости от степени сложности строительства) или через суд на основании ч. 3 ст. 376 ГК. Но нередки случаи, когда объект самовольного строительства построен на земельном участке, на который застройщик не имеет ни права собственности, ни права пользования. В таком случае узаконивание самостроя происходит в два этапа: судебный (признание права собственности) и внесудебный (регистрация права собственности на основании решения суда). После получения решения суда обращаться нужно с заявлением в местные органы регистрационной службы, а именно к государственному регистратору (ст. 8 Закона). Порядок регистрации предусматривает два варианта. 1. Регистрация права собственности с выдачей свидетельства о праве собственности (подаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; документ, подтверждающий внесение платы за предоставление выписки из Государственного реестра прав; документ об уплате государственной пошлины; документ, удостоверяющий право на земельный участок; решение суда; технический паспорт на объект недвижимого имущества; идентификационный код; выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке – в случае, если в документе, удостоверяющем вещное право на земельный участок, отсутствуют сведения о его кадастровом номере; декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная в установленном порядке инспекцией ГАСК; выданный на основании декларации готовности объекта к эксплуатации сертификат (для объектов IV и V категорий сложности); 2. Регистрация права собственности без выдачи свидетельства, а с выдачей выписки из реестра (подаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя; документ, подтверждающий внесение платы за предоставление выписки из Государственного реестра прав; документ об уплате государственной пошлины; решение суда; технический паспорт на объект недвижимого имущества; идентификационный код). Оба варианта по юридической силе имеют равный результат (лицо становится владельцем недвижимости), но выражен он в разных документах. В день принятия государственным регистратором решения о государственной регистрации он выдает заявителю выписку из Государственного реестра прав вместе с документами, которые подавались для проведения государственной регистрации прав.
Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников". |