Что такое анафема, или кого проклинает церковь Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
05.11.2018 21:41

anafema

Термин «анафема», пожалуй, самый сложный и неоднозначный как в церковной, так и в светской терминологии

Греки использовали слово «анафема» в значении «нечто посвященное богу, дар, приношение в храм», т. е. нечто отделенное. Негативный оттенок оно приобрело с переводом Библии на греческий язык. В Септуагинте словом «анафема» передается древнееврейский термин «herem», обозначающий «то, что отвержено людьми, обречено уничтожению, проклято». Именно в этом смысле оно употребляется в посланиях апостола Павла.

В Западной церкви, несмотря на авторитетное мнение блаженного Августина, утверждавшего, что крещение препятствует полному исключению индивида из Церкви, анафема понималась как «предание на вечную гибель». Применялась она, правда, в самых исключительных случаях и только за смертные грехи, а также ввиду упорства в заблуждении и нежелании исправляться.

В Восточной Православной Церкви анафема представляла собой соборно провозглашаемое отлучение лица (группы лиц), мысли и действия которого угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Это был некий врачующий акт изоляции от христианского сообщества лиц, которые являются опасными вирусоносителями идей, способных заразить неокрепшие души и таким образом погубить их. Это были в основном ересиархи, лжеучителя и раскольники. Произнесение анафемы предполагало форму «Имя рек, да будет анафема», т. е. «да будет отлученным, проклятым».

Официальное провозглашение над кем-либо анафемы приводило к исключению этого лица из церковной общины, отлучению от святых таинств, запрету посещать церковь и претендовать на христианское погребение. На Западе, самое позднее, с IX в. анафема полагалась и за общение с лицами, преданными анафеме. Это правило закреплено Латеранским Собором 1139 года. Преданный анафеме был ограничен в праве выступать истцом и свидетелем на суде, а его убийство не каралось в обычном законном порядке.

Ввиду серьезности и ответственности такого шага, как предание кого-либо анафеме, уполномоченным органом для этого мог быть первоначально только представительный собор архиереев, Синод во главе с Патриархом, а в наиболее сложных случаях – Вселенский Собор. В «Духовном регламенте» 1720 года подробно говорится о том, в каких случаях и за какие преступления выносится анафема: «…аще кто хулит имя Божие, Священное Писание, Церковь» и пр.

Основанием для церковной анафемы были слова Христа:
«…если и Церкви не послушает, то будет он тебе как язычник и мытарь»

Предание анафеме не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и, в конечном счете, к спасению. Снятие анафемы как высшего церковного наказания происходит посредством сложного юридического действия, включающего:

а) покаяние анафематствованного лица, которое производится в особом, как правило, публичном порядке; покаяние приносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему анафему, либо через лицо, им назначенное (например, через духовника),

б) при наличии достаточных оснований (искренность и полнота раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для других членов Церкви, принятие решения органом, вынесшим взыскание о прощении данного лица). Анафема может быть снята и после смерти – в этом случае вновь допускаются все виды поминовения усопшего.

Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. в Определении «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», следуя апостольской традиции, произнес слова анафемы тем, кто разделяет учения сект, «новых религиозных движений», язычества, астрологических, теософских, спиритических обществ и т. п., объявляющих войну Церкви Христовой. Поэтому лица, которые не покаялись в этих грехах, и сегодня не имеют права на участие в церковных таинствах, на христианское поминовение и погребение.

Изучая кратко историю анафемы, мы должны понять ее важную суть. Каждый, кто «борется» с Богом, кто идет против Истины, провозглашаемой Церковью, подвергает себя анафеме. Не важно, была ли она озвучена на уровне церковного Собора или же человек жил в своем мини-антихристианском мире незамеченным, Бог, видящий тайное, отсекает таких людей от соборного Тела Христа, так же как садовник обрезает сухие, бесплодные ветки от здорового дерева.

С этой точки зрения сегодня под церковной анафемой находится значительно больше народа, чем это задекларировано в церковных соборных документах. Каждый, кто сегодня льет грязь на Церковь, клевещет на ее служителей, бросает камни или яйца во время крестных ходов в православные святыни, захватывает храмы, да и просто сердцем находится на стороне церковных палачей и гонителей, уже под церковной анафемой.

На краю гибели и окончательного отпадения от Церкви находятся также люди, которые всей своей жизнью не проявляют никакого духовного движения в сторону Бога. Несмотря на то, что они крещены и формально могут считать себя христианами, отсутствие в их жизни веры, молитвы, участия в церковных таинствах делает их отлучение от Бога жизненным фактом, по самой сути их существования.

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


 

Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников".

AddThis Social Bookmark Button