СТОИТ ЛИ ВЕНЧАТЬ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ? (ответы пастырей) Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
22.01.2019 14:21

venchanie

Брачная статистика сегодня весьма печальна: процент разводов увеличился и среди венчанных, и даже среди воцерковленных христиан. А значит, не все относятся к Таинству венчания достаточно серьезно и трезво, зачастую не понимая, что именно за самим фактом венчания должно следовать. Так кого можно венчать, а кого нет? Стоит ли венчать всех желающих и только потому, что жениху и невесте этого захотелось? Как донести до молодоженов всю важность и величие Таинства венчания?

«Если венчать всех подряд, Таинство превратится в профанацию»

Вот небольшая история из жизни. Молодой человек пришел с невестой к знакомому священнику и выразил желание венчаться. Батюшка провел необходимую беседу, расспросил о серьезности отношения друг к другу, рассказал об ответственности перед Богом. После этого венчал. Не прошло и месяца, как молодой человек бросил жену, подав на развод. Бедная супруга впала в отчаяние. Священник, встретившись с горе-мужем, выразил недоумение произошедшим, на что тот совершенно спокойно ответил: «Женитьба – это была только попытка, а Венчание – просто красивый обряд». То есть: «никому я ничем не обязан, ну попытался связать свою жизнь с этой девушкой, быстро понял, что это – не мое, а ваше Венчание для меня ничего не значит».

Если венчать всех подряд, кто только выразил желание, то очень скоро Таинство превратится в профанацию. На мой взгляд, в наши дни вместо того, чтобы всех зазывать на Венчание, надо прежде всего укреплять людей в духовной жизни. Когда человек учится быть верным Богу, то тем самым он готовится быть верным и самым близким людям, хранить верность своей второй половинке. А без верности друг другу, без серьезного отношения к этому Венчание теряет смысл.

Это подобно тому, как ты крестил человека, надел на него нательный крест, а он тут же говорит: «Знаешь, мне твой Христос вовсе не нужен». Происходит надругательство над Таинством. Всякое Таинство предполагает верность. Крещение – верность Христу, Священство – верность служению Церкви, Покаяние – верность в своем исправлении, Венчание – верность друг другу и Богу, благословившему единство жениха и невесты.

Легкомысленное отношение к Таинству оборачивается дальнейшим предательством, а всякое предательство влечет за собой жизненный крах.

Надо обязательно разъяснять молодоженам
смысл и значение Венчания как Таинства

При этом наблюдается одна важная закономерность. Венчание оказывается легковесным у тех, кто в целом далек от Церкви, кому чуждо богослужение, кто не участвует регулярно в таинствах Исповеди и Причащения. В общем, если для человека чужда церковная жизнь, то и Венчание окажется малоэффективным для сохранения его семейных уз.

Как донести до молодоженов важность и величие Венчания? Донести это сложно, если молодожены до этого не доросли духовно. Существует хороший афоризм: «Когда в твоей жизни Бог встанет на первое место, то всё остальное встанет на свое». Если человек стремится к Богу, то всё в своей жизни будет делать в свете этого и поймет ценность Венчания. Любой грех, предательство, обман, неверность влекут за собой утрату общения с Господом. Любое добро, смирение, жертвенная любовь, терпение немощей друг друга приближают нас к Богу. Христианин призван созидать, а не разрушать, восстанавливать, а не доламывать, исправлять, а не портить.

Семья – это то, что требует многих внутренних жертвенных усилий. И человек, ведущий духовную жизнь, прекрасно чувствует, как много дает ему Таинство венчания. Оно совершилось один раз, но всю дальнейшую жизнь благодатно питает семью, удерживает от ошибок, подчас становится единственным, что в момент кризиса удерживает от ложного шага. А впоследствии, когда все кризисы преодолены, благодать Венчания уже утешает и радует тебя, всю семью, всех твоих самых близких.

Священник Валерий Духанин.

«Мы не знаем, каким образом благодать действует в человеке»

В памятнике древнехристианской письменности – книге «Пастырь» апостола Ерма – есть замечательная притча. Однажды ангел показал Ерму много деревьев без листьев, казавшихся иссохшими. Последний отметил, что все они похожи друг на друга и сухие. В ответ ангел сказал, что деревья служат образом людей, живущих в этом мире, потому что в настоящем веке не различимы ни праведные, ни нечестивые люди: одни походят на других. Как во время зимы все деревья с облетевшими листьями сходны между собою и не видно, которые из них действительно засохли, а которые живы, так точно в настоящем веке нельзя распознать праведников и грешников.

Мне кажется, что эта раннехристианская притча хорошо подходит к нашему вопросу. Ведь мы действительно не знаем, каким образом благодать действует в человеке и кто принимает ее достойно, а для кого она является огнем палящим. Поэтому сложно согласиться с тем, что стоит отказывать желающим получить церковное благословение на совместную жизнь исходя из каких-то косвенных признаков их незрелости в церковной жизни. Наверное, стоит в таком случае потрудиться, уделить время, разъяснить смысл чинопоследования и значение Таинства.

С другой стороны, подобные вопросы – о непонимании значения церковной жизни внешними людьми – это, прежде всего, посыл к нам, людям Церкви: насколько мы сами приступаем с должным вниманием и благоговением к Таинствам, какой пример вдумчивого отношения к церковной жизни мы подаем окружающим, заметны ли в нашей жизни плоды участия в Таинствах Церкви?

Священник Роман Савчук.


 


Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников".

AddThis Social Bookmark Button