Великий Четверг: история и мотивы двух предательств |
![]() |
04.05.2020 17:35 |
Великий четверг – день особенный: Святая вечеря здесь переплелась с предательством. Но было и еще одно. Вспомним, как по-разному закончились истории этих предательств Апостол Петр Апостол Петр, как мы знаем, был одним из самых горячих и ревностных последователей Спасителя. Когда Петр говорил: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26:33), – он говорил правду. Не только словом, но и делом Петр подтвердил свою решимость стоять насмерть за любимого Учителя, когда начал с мечем в руках защищать Его во время ареста. Петр не был трусом, и он на самом деле любил Христа всем сердцем. Если он не испугался воинов, пришедших арестовывать Спасителя, и готов был сражаться с превосходящей силой противника в одиночестве, то неужели бы Петр испугался какой-то служанки или безоружных людей, греющихся у костра, которые всего лишь высказали подозрение о том, что и он был в числе учеников Христа? Конечно, нет. Если бы потребовалось, Петр стал бы на суде рядом с Иисусом и страдал бы вместе с Ним. Причиной отречения апостола была кажущаяся нецелесообразность и бессмысленность в сложившейся ситуации выдавать себя за ученика Христова. Зачем рисковать или иметь проблемы там, где их можно просто обойти, сказав лишь одну краткую фразу: «Нет, я не Его ученик». Петр вел себя как разведчик в тылу противника, выдавал себя за другого, чтобы скрытно наблюдать за тем, что будет происходить дальше. Он бы и сам не счел это за предательство и не обратил на свои слова никакого внимания, если бы его глаза не встретились со взглядом Спасителя. Тогда он вспомнил пророчество, в реальность которого Петр не верил, потому что был уверен – он ни за что не предаст, даже если нужно будет умереть. И тут он понял, что предал. Предал неожиданно для самого себя. Оказывается, Христа можно предать и так. Не в бою, не в схватке за веру, а в быту, «за между прочим». Отречься можно и бездействием: постеснявшись, к примеру, перекрестить пищу, когда сидишь за столом среди безбожников, промолчав, когда хулят Христа. Можно предать, веря в душе, но при этом стыдливо скрывая свою веру от других. «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Лк. 9:26). История предательства Петра промыслительно и поучительно описана нам в Евангелии. Это пример того, как можно легко оказаться в числе тех, кого Христос будет стыдиться. Да избавит нас Бог от такой участи на Страшном суде! У Петра, несмотря ни на что, сохранилась горячая любовь ко Спасителю, которая помогла ему преодолеть стыд и дала надежду на то, что Господь, который велел прощать «до седмижды семидесяти раз», сможет простить и его. Предательство Иуды С предательством Христа апостолом Иудой все намного сложнее и трагичнее. Несомненно то, что Иуда был со Христом с самого начала благовествования, слушал Спасителя, видел Его чудеса, сам творил чудеса, когда был послан вместе с Симоном Кананитом на проповедь. Иуда не ушел от Господа в то время, когда от Него отвернулись многие ученики (Ин. 6:66-68). Но именно в этом отрывке упоминается о том, что возможно Иуда в Христа, как Мессию, до конца не верил. «Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» (Ин. 6:64). Правда, говорится здесь о неверующих во множественном числе, и нет прямого указания на то, что Иуда не верит в Него. Но несомненно также и то, что об Иуде Христос сказал очень страшные слова: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26:24). Конечно, участие дьявола, который нашел доступ к душе Иуды через его страсть к деньгам, может объяснить абсурдность его действий. Иуда мог пойти на этот шаг в состоянии одержимости, но при этом мы видим, что, раскаявшись, он обвиняет не сатану, а себя в том, что «предал кровь неповинную». К тому же замысел предать Христа у него родился еще до того, как с куском Хлеба в него вошел дьявол. Так или иначе Христа предали все апостолы. Каждый в своей мере. Кто-то своим неверием и разочарованием, кто-то бегством, кто-то отречением. Но все они были прощены, кроме Иуды, которого тогда уже не было в живых. Мы не знаем, как бы сложилась его земная участь, если бы он дожил до Воскресения Христа. Но можно быть твердо уверенными в том, что главным грехом Иуды было даже не предательство, а отчаяние, которое его и погубило. В мире нет такого греха, который Бог не смог бы простить, при искреннем раскаянии грешника. Скорее всего, Иуда все-таки не был циничным и прагматичным предателем, у которого не осталось ни совести, ни чести. Если б это было так, он не стал бы раскаиваться в своем поступке, не стал бы так убиваться от горя и стыда, которые и подвигли его на самоубийство. Митрополит Антоний Сурожский считает, что конечная судьба Иуды в Новом Завете осталась недописанной, потому что вышла за рамки земной истории. Иуда повесился незадолго до того, как был распят Христос. Владыка Антоний уверен, что встреча Христа и Иуды состоялась тогда, когда Спаситель душой сошел во ад. И чем она закончилась, известно только Богу. Но эту версию можно отнести к частному мнению владыки Антония. Несомненным остается одно – для спасения нам нужны вера, надежда и любовь. А самым главным их противником было и остается отчаяние. Да сохранит нас Господь от этого душегубительного греха!
Протоиерей Игорь РЯБКО. Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников". |