Сегодня распорядители средств имеют больше свободы |
![]() |
01.11.2011 11:04 |
А закон о тендере ежегодно реформируетсяТендер (англ. tender – предложение). Это слово давно уже вошло в деловой лексикон украинцев. Медикаменты, мебель, питание в школах, ремонты дорог, домов, вывоз мусора, создание проектов, программ – законом определено, что любая покупка или услуга, на которые тратятся государственные средства – проходит через тендерную процедуру. А еще слово тендер в последние годы прочно ассоциируется в сознании людей со словом «коррупция». Что такое тендер в масштабе Никополя? Об этом разговор с главным специалистом управления экономики горсовета по тендерным закупкам Оксаной Орловой. – В чем разница между тендером и аукционом?
Существует пять процедур закупок: открытые торги, запрос ценовых предложений, закупка у одного частника, двухступенчатые торги и предварительная квалификация. В основном используется два вида торгов – открытые торги и запрос ценовых предложений. – Как проходит тендер, кто может принять в нем участие? – В тендере есть заказчик – это тот, кто заказывает товар или услугу, и поставщик – тот, кто этот товар или услугу может предоставить. Заказчиком могут выступать все распорядители бюджетных средств – государственные структуры, коммунальные предприятия, исполком. В роли поставщика могут выступать предприятия, фирмы, организации, а также частные предприниматели. Тендер начинается с того, что за 30 дней на официальном сайте «Вісник державних закупівель» при министерстве экономического развития и торговли публикуется объявление о начале проведения конкурса. Предоставляется вся тендерная документация, которая, по сути, является инструкцией по проведению тендера – всё для того, чтобы подготовить ценовое предложение. Физическое или юридическое лицо пишет заявление на участие в тендере и получает тендерную документацию. После 30 дней со дня публикации объявления проводится процедура раскрытия конвертов с ценовыми предложениями участников. Конверты запечатаны. В момент раскрытия конвертов имеют право присутствовать все заинтересованные лица, а также представители средств массовой информации, депутаты горсовета. Конверт разрезается, из него достается предложение и зачитывается. Все предложения фиксируются в протоколе раскрытия, который подписывается всеми членами тендерного комитета. Все процедуры открытые. Время и место проведения тендеров является открытой информацией, с которой можно ознакомиться на сайте «Вісник державних закупівель». – В том числе и по Никополю? – Да, на этом сайте находится информация обо всех тендерах, которые проводятся в Украине. – Вероятно, существуют определенные требования к поставщику? – Помимо цены здесь важную роль играют квалификационные критерии. Участник должен предоставить справку о состоянии техники, о наличии рабочей силы и так далее. Перед тендером члены тендерного комитета тщательно изучают все документы, вплоть до того, что могут выехать и проверить информацию на месте, запросить данные, например, в налоговой инспекции, Пенсионном фонде. Если один из участников предоставил недостоверную информацию или не предоставит хоть какой-нибудь документ, то он по результатам оценки автоматически отклоняется, и его предложение в дальнейшем не рассматривается. – Были случаи, когда участникам тендера приходилось отказывать из-за того, что ранее они выполняли услугу некачественно? – В законе четко не прописано, что в этом случае мы должны отказывать, но если фирма ранее оказала какую-то некачественную услугу, то должны быть составлены определенные акты, с недобросовестной фирмой должны были разорвать договорные отношения. Любой поставщик имеет право подать документы на тендер, но при рассмотрении ценового предложения все эти нюансы учитываются. – Значит, некий «черный список» недобросовестных исполнителей все же существует? – Раньше при Тендерной палате существовал официальный реестр недоброкачественных участников торгов, в настоящее время такого реестра нет, но понятие осталось. – Ежегодно закон о тендерных закупках претерпевал изменения. Так, например, в 2010 году вступила в силу новая редакция закона: «Об осуществлении государственных закупок», где слово «тендер» было заменено на «закупки». Под понятие «государственные закупки» подпадают все закупки, совершаемые за средства государственного, областного, городского и районного бюджетов, а с 2 октября 2011 года были приняты изменения, согласно которым, коммунальные предприятия не проводят тендер на собственные средства. Почему в этот закон вносилось и вносится так много изменений? – Закон о тендерных закупках вступил в силу в первой редакции в 1999 году. Изначально за основу был взят шведский вариант. Раньше украинский закон был гораздо проще, но год за годом он усложнялся, вносились изменения, которые ужесточали закон – прописывались разные тендерные обеспечения и так далее. Закон также подвергался изменениям в связи с уровнем инфляции – в нынешней редакции тендер начинает свое действие на товары и услуги со 100 тысяч гривен, а на работы – с 300 тысяч гривен. Ценовой порог начинался с 2-х тысяч гривен. В связи с приходом новой власти возникали свои какие-то монопольные структуры, курирующие закупки, например, Тендерная палата. Настоящий закон более-менее лояльный, здесь курирующим органом является министерство экономики, и он более прозрачный. Сейчас в этом законе пошла тенденция на усугубление закона, загнание участников в какие-то рамки. Три года назад участие в тендере было платным, деньги проходили через Киев (5 % от товаров и услуг и 1 % от работ). Сейчас участие в тендере бесплатное. Любое физическое и юридическое лицо может написать заявление и принять участие в конкурсе. Эти процедуры, проходя реформацию, становятся более прозрачными и простыми. На сегодняшний день введено новшество – все тендерные закупки публикуются на сайте «Вісник державних закупівель». Любой желающий может зайти на интернет-сайт и просмотреть интересующую его информацию – начиная от тендерной документации, плана закупок, графика, и заканчивая отчетом о проведении торгов.
– Если сумма на товары и услуги не превышает 100 тысяч гривен, то распорядитель заключает прямой договор без тендерной процедуры. Бюджет нашего города более 120 миллионов гривен, около 60 миллионов идет на закупку товаров и услуг. Закупки бывают разные, закупаем от бумаги и ручек до компьютеров и автотехники. – Кто имеет право стать членом тендерного комитета? – Тендерные комитеты создаются внутренними приказами распорядителей, к ним утверждается Положение о работе, по типовому Положению, разработанному министерством экономического развития и торговли. В состав тендерного комитета имеют право входить члены заказчиков торгов. Если заказчик торгов, например, управление ЖКХ, то в состав тендерного комитета входят пять работников управления. Работник горсовета также может войти в тендерный комитет, так как мы все обозначены общий штатной структурой при Никопольском горсовете, а это наши структурные подразделения, но у нас в тендерные комитеты входят практически только лица заказчика. На сегодняшний день работники исполкома не входят в тендерные комитеты. Лично я оказываю распорядителям методическую и консультативную помощь. Кроме того, начальник отдела контроля горсовета проводит проверки, осуществляет внутренний финансовый контроль. – Перечислите существующих распорядителей. – На сегодняшний день существует 13 тендерных комитетов при каждом распорядителе средств. Это тендерный комитет при исполкоме, при управлении ЖКХ, при управлении труда и социальной защиты населения, при каждой больнице, при отделе образования и науки и при отделе культуры. Распорядитель сам составляет план закупок, смотрит, что выходит на тендер, а на что он заключает прямой договор… – Но средства бюджетные и, наверное, прежде чем что-то приобрести, проходит согласование?.. – У заказчика есть план ассигнований, он сам планирует, что закупить, и какая услуга ему необходима без согласования «свыше», и он, как заказчик торгов и плательщик подотчетен сам себе, отчитывается только на сессии горсовета… – Правильно ли это, на ваш взгляд, или нет? Где гарантия того, что деньги будут потрачены с толком? Ведь, к примеру, авторучки для школы, которые стоят 50 копеек за штуку, могут приобрести за 5 гривен… – Так прописано в законе. До 2005 года закон предусматривал проведение закупок единым тендерным комитетом. На сессии горсовета создавался единый коллегиальный орган, который проводил конкурс на закупку товаров и услуг, так было более прозрачно и демократично. Сегодня большая часть уходит от тендеров, заказчики имеют больше свободы выбора. Они как хозяйственники сами рассуждают, что им нужно, и несут ответственность за эффективность использования средств. Прежде чем делать закупки они должны взять прайс-лист, изучить рынок и обосновать, почему они приобретают тот или иной товар или услугу у той или иной фирмы или предпринимателя. Внутренний контроль должен быть обязательно. – Какой орган контролирует тендерные закупки? – Контрольно-ревизионное управление, правоохранительные органы. Министерство экономики проводит больше разъяснительную работу. – Были случаи, когда поставщик, не выигравший тендер, обжаловал итоги конкурса в суде? – Да, такая процедура обжалования существует, в законе Сегодня, когда существует механизм обжалования, заказчик очень осторожен при проведении торгов, потому что участник может заметить неправильность каких-то пунктов тендерной документации, обжаловать принятое решение. В таком случае, естественно, торги приостанавливаются, и министерство экономики проводит проверку. – Слово тендер ассоциируется у людей со словами «коррупция», в лексикон вошло новое слово – «откат». Чуть ли не каждый месяц, а то и неделю в разных уголках Украины правоохранительные органы берут с поличным того или иного чиновника, покусившегося на лакомый кусочек бюджета; проверки контрольно-ревизионных служб выявляют факты завышения и занижения цен, «левых» покупок. Повсеместно руководители государственных или коммунальных учреждений заказывают товары и услуги у своих родственников, друзей, разумеется, имея свою выгоду. Здесь существует хоть какой-то контроль? – В случае с тендером есть такое понятие как «связанные лица». Закон запрещает представителю тендерного комитета выслушивать предложения от близких родственников. Если такой факт будет выявлен – это прямая коррупция. В случае с прямыми договорами никаких ограничений нет. – Что можно предпринять, чтобы так называемые откаты ушли из нашей жизни? – В 2005 году, когда возникла Тендерная палата, то откаты были настолько явными, что даже можно сказать, что все это происходило официально. Любой хозяйственник заинтересован в качественном выполнении работ, в приобретении качественных товаров, и когда на тендере идет конкуренция, мы выбираем цену и качество. Сегодня цена – это 70%. В течение года цена не имеет право повыситься. Измениться она может только в сторону понижения. И для того, чтобы выполнить определенные условия, то с этой суммы «отщипнуть» практически нельзя. Еще один немаловажный момент – в тендере не голосуют. Голосование идет только в том случае, когда участники набирают одинаковое количество баллов. Победитель определяется согласно методике оценки. В этом случае также исключена возможность коррупции. – Какие в последнее время были тендеры, кто их выиграл, какие суммы, кто приступил к работе? – Много тендерных сумм прошло по линии управления ЖКХ, это ремонты дорог, кровли и так далее. Основной победитель тендеров – ООО «СПК «Энергобудмонтаж» – текущий ремонт городских дорог по ул. Довгалевской и ул. Рыжикова на общую сумму 2 680 000 гривен. ООО «Дорводбуд» – текущий ремонт дорог по ул. Первомайской, ул. Шевченко, ул. Некрасова, ул. Каштановой, ул. В. Усова и ул. Альпова – на общую сумму 1 793 754 гривны. Все средства из госбюджета. ДП «Украинский государственный научно-исследовательский институт проектирования городов «Діпромісто» (г. Киев) выиграл тендер по внесению изменений в проект генерального плана г. Никополя. Сумма – 598 600 гривен. Совсем недавно проходил тендер на второй этап капитального ремонта городского роддома. В торгах участвовали две никопольские фирмы и одна из Днепропетровска. К сожалению, из-за того, что только один участник предоставил полный пакет документов, распорядитель средств отменил торги и дал новое объявление. Что касается отдела образования и науки, то здесь основные тендеры прошли в начале года. Это продукты питания по детским и дошкольным учреждениям и организация питания по школам. В мае прошел тендер по кондиционерам для дошкольных учреждений. Прошел тендер при отделе культуры, молодежи и спорта на летнее оздоровление, были закуплены путевки на 269 000 гривен. Дети-сироты, дети из малообеспеченных семей и призеры школьных олимпиад имели возможность оздоровиться в Болгарии.
Беседовал Леонид ПЕТРИШИН, фото автора.
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в почтовых отделениях, а также приобретайте по вторникам и четвергам во всех местах продажи прессы. |