Экскурс в историю. Как было изобретено колесо – знают все. А как появились первые трубы? (Продолжение. Начало в №30) Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
13.08.2018 16:39

Никополь, безусловно, можно назвать городом металлургов. Здесь расположены трубные заводы промплощадки НПТЗ, завод ферросплавов и другие промышленные предприятия. Основным и градообразующим предприятием города долгое время был Южнотрубный завод, на котором работала большая часть населения города. И День металлурга для Никополя всегда праздник общегородской, как было и в этом году. Но несмотря на все это, не все знают, откуда же появилась сама труба, которая имеет богатую историю.

От бамбука – до металлической трубы

Наиболее древняя металлическая труба, сохранившаяся до наших дней, изготовлена из меди. Она представляет собой часть водостока древнеегипетского храма; ее точно установленный возраст составляет 4700 лет. Эту хорошо сохранившуюся трубу можно видеть в Городском музее Берлина. Она изготовлена из кованого медного листа.

Следует иметь в виду, что в ряде отраслей на протяжении многих столетий с металлическими и керамическими (гончарными) трубами соперничали более дешевые трубы – деревянные. Известно, что предположительно в 1430 году в Германии появилась специальная сверлильная машина для производства этих труб. Знаменитый итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи занимался усовершенствованием этой машины, введя ускоритель вращения в устройство для горизонтального и вертикального сверления деревянных труб. В XVII веке эта машина стала приводиться в действие почти исключительно силой воды.

trubi-1

Замок Дилленбург, в котором впервые были использованы чугунные трубы

Производство бесшовных труб началось с литья пушек и датируется 1313 годом. Существует официальная запись о производстве чугунных труб в г. Зигерланд (Германия) в 1455 году для трубопровода в замке Дилленбург. Бесшовные трубы изготавливают из сплошного материала без продольного шва с различными диаметрами от самых малых значений до 1500 мм; при этом экономичным верхним пределом считается условный проход 600–800 мм 

Мощный импульс к развитию трубного производства в середине XIX в. дала возрастающая потребность промышленности развитых стран в продуктах переработки нефти, что было неразрывно связано с необходимостью производства бурильных и обсадных труб, а также труб для нефтепроводов. В 1865 г. в США был сооружен первый нефтепровод длиной чуть более 6 км, а в 1875 году – нефтепровод длиной 100 км.

Первый трубопровод (нефтепровод) в Российской империи был проложен в 1878 году в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода. В 1897–1907 годах был построен по проекту В. Г. Шухова самый большой в то время в мире по протяжённости магистральный продуктопровод Баку – Батуми диаметром 200 мм и длиной 835 км с 16-ю перекачивающими станциями, который продолжают эксплуатировать и сейчас.

trubi-3

«Матерью» бесшовных труб были пушки

По сути, трубопровод являет собой воплощение гениальной инженерной мысли, которое стало возможным благодаря безупречно функционирующей цепочке от горно-обогатительных комбинатов, добывающих железную руду, необходимую для изготовления труб и деталей трубопроводов, до проектно-монтажных организаций, устанавливающих и обслуживающих трубопровод. Идеальное функционирование каждого звена этой цепи и обеспечивает бесперебойную работу всей системы.

Стальные трубы начинают широко использовать для дымогарных труб паровых котлов. В строительстве стальные трубы начинают применять не только для водоснабжения и канализации, но и как элементы строительных конструкций. Сочетание высоких прочностных и эксплуатационных характеристик стальных труб обеспечило широкое их применение в машиностроении и вытеснение ими в определенной мере литья и других видов проката. Возрастающая потребность в трубах привела к постоянному наращиванию с конца XIX в. объемов их производства и появлению многочисленных прогрессивных способов и технологий их изготовления.

Настоящую революцию в трубном производстве произвели братья Макс и Рейнхард Маннесманны, предложившие в конце XIX в. способ косовалковой прошивки сплошной литой, кованой или катаной заготовки с последующей раскаткой на пиллигримовом стане. Это изобретение заложило фундамент для создания различных способов изготовления бесшовных труб методом прокатки. Многие последующие способы производства бесшовных труб вносили лишь конструктивные отличия в процесс получения полой заготовки, не меняя при этом физической сути самого процесса прошивки.

Так, если первоначально в маннесманновском патенте предлагалось использовать валки бочкообразной формы, то способ Ральфа Чарльза Штифеля предусматривал прошивку в грибовидных валках или вращающихся дисках с последующей раскаткой гильзы в трубу на автоматическом стане. В способе Алоиза Фассля для прошивки заготовки в гильзу использовался стан с бочкообразными валками, однако раскатка гильзы в трубу осуществлялась на непрерывном стане.

В 1932 году Вальтер Дж. Ассел предложил использовать для раскатки прошитой заготовки-гильзы в трубу косовалковый стан, практически аналогичный прошивному (первая экспериментальная апробация стана была настолько успешной, что уже в 1935 году компания Timken на заводе «Wooster Plant» пустила в строй промышленную установку с трехвалковым раскатным станом для прокатки труб повышенной точности; этот агрегат успешно проработал около 50 лет практически без существенных реконструкций). В то же самое время С. Ж. Дишер использовал для тех же целей стан с валками дискового типа. Оба способа раскатки (особенно – способ Ассела) получили широкое распространение для изготовления труб повышенной точности, а во время Второй мировой войны по предложению Клода А. Виттера повсеместно использовались при изготовлении снарядной заготовки. 

Украина металлургическая 

Началом развития трубной промышленности в Российской империи следует считать 1875 год, когда в Санкт-Петербурге был пущен первый в стране специализированный трубный завод (заметим, что еще в 1830–1835 гг. в том же Санкт-Петербурге уже работали отдельные мелкие производства по изготовлению клепаных стальных труб). К началу Первой мировой войны в Российской империи работало несколько специализированных трубных предприятий, на которых в 1914 году было произведено 87,3 тыс. тонн труб (из них 67,0 тыс. тонн – на заводах Юга страны).

trubi-2

Один из первых прокатных станов

Присоединение к Российской империи обширных южных территорий во второй половине XVIII в. сопровождалось основанием здесь целого ряда городов, большинство из которых закладывалось на берегах Черного моря и судоходных рек. Это – Херсон, Николаев, Одесса, Екатеринослав и другие. В планах освоения новообретенных владений Империи Екатеринославу отводилась особая роль, поскольку он был выбран административным центром края. В состав Екатеринославского наместничества вошло пятнадцать уездов – Екатеринославский, Новомосковский, Алексопольский, Кременчугский, Полтавский, Константиноградский, Славянский, Бахмутский, Донецкий, Мариупольский, Павлоградский, Херсонский, Ольвиопольский, Елисаветградский и Александрийский. Екатеринослав как губернский город должен был стать крупным центром сельского хозяйства, промышленности, просвещения и культуры обширного региона. По плану, составленному под непосредственным наблюдением князя Г. А. Потемкина, в городе, в числе прочих административных и хозяйственных учреждений, отводилось место и для университета с двумя училищами при нем. Ввиду необходимости подготовки юношей для поступления в университет приказано было также завести народные школы в Екатеринославском наместничестве и Таврической области по образцу школ, учрежденных в России.

Для изучения края на предмет пригодности его для развития хозяйства князем Потемкиным был отправлен в долгосрочную командировку агроном профессор Ливанов. Проводя обширные исследования, Ливанов обнаружил многочисленные залежи минеральных богатств и, в частности, существование серебряных и железных руд, мрамора и порфира в районе Кривого Рога. По результатам этих изысканий в Кривой Рог была направлена команда из 100 солдат для строительства шахт и чугунолитейного завода.

В это же время начинается систематическая разведка угольных месторождений в Донецком бассейне. В начале XIX в. была создана первая геологическая карта края, которая говорила о многообещающих перспективах его развития. В последующие годы здесь возникают многочисленные шахты, рудники, заводы.

Первый металлургический завод в Украине был построен в 1796 г. в Донецком бассейне на базе местных месторождений бедных железных руд и каменного угля (г. Лисичанск), но лисичанский уголь оказался непригодным для плавок, чугун получался дорогой и низкого качества, что привело к закрытию завода в 1806 году.

Возрождение металлургического производства в Украине произошло в 1871 г., когда в городе Юзовка была пущена первая доменная печь на коксе и местной бедной железной руде.

Выдающееся значение для становления и развития металлургической промышленности Украины имело открытие А. Н. Полем Криворожского месторождения железных руд, которое стало основой развития металлургии страны. Первые образцы руды из выходящих на поверхность пластов месторождения были найдены в 1866 году. Проведенный в Фрайбургской Горной академии анализ показал, что содержание железа в породе достигает 70%. С 1871 года А. Н. Поль начал активную деятельность по организации освоения найденных залежей железорудного сырья и с 1881 года началась его промышленная добыча.

 

(Окончание в следующем номере).

 

 Сергей КУЗЬМЕНКО,

член НСЖУ.

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button