| Звезда никопольской педагогики празднует своё 60-летие |
|
| 02.04.2012 10:54 |
|
- Вы прошли долгий путь от простого преподавателя до чиновника. Расскажите, как начинался ваш трудовой путь. - Родители вообще хотели отдать меня в какое-то Суворовское училище! Меня посылали в военкомат, но оказалось, что я «не годен» для учебы там, и - слава Богу! (Хотя нужно сказать, что мне военная служба нравилась, и я с удовольствием отслужил положенные два года в пограничных войсках). Когда эта попытка родителей не удалась, они попробовали меня «пристроить» в сельхозинститут в Днепропетровске. Но тут мне тоже повезло – мы не успели на электричку и решили не ехать. Так я и угодил в армию, а когда вернулся, то прямо с поезда сам пошел поступать в Никопольское педучилище. Там меня приняли сразу на 3-й курс. Закончил я его в 1974 году с красным дипломом. - Вам как студенту-отличнику какую работу сразу предложили? - В 22 года тогдашняя зав. гороно Вера Троцко меня направила учителем черчения в 19-ю школу, где, с благословения завуча школы Николая Мошуры, я стал еще и учителем физики. Работал я в средних и старших классах. Мой первый урок навсегда врезался мне в память. Ко мне для знакомства пришел на урок покойный директор школы Дмитрий Страдомский, я ужасно волновался, но все прошло отлично. После этого урока он сказал мне: «Буде толк!». Как в воду глядел (улыбается)!
- Вот Вы преподавали в старших классах и были довольно молоды на тот момент. Старшеклассницы не признавались в любви? - Ну, не без того! Но я не допускал ничего такого, тем более что я был уже женат и имел дочурку. И вообще я старался держаться от таких девочек подальше, потому что они слишком ранимые. Когда в интернате работал, то возил детей в разные туристические поездки (в Ленинград, Москву, Львов), но с собой я старался брать только самых «стойких», а, в основном, парней. С ними, если честно, проще и в быту, и морально. - После школы каковы были ступени карьерной лестницы? - В школе я проработал пять лет. Потом меня перевели завучем в 15 школу. Так получилось, что школьного стажа у меня семь лет. Нужно сказать, что судьба так распорядилсь, что на всех остальных этапах моей карьеры я отрабатывал «семилетки». Так было на должности директора в интернате, заведующего в гороон, директора в педучилище. Правда, по состоянию здоровья я раньше времени уволился из райадминистрации. Там я только пять лет отработал. - Какая должность Вам запомнилась больше всего и чем именно?
- Самое большое удовольствие я получал, работая простым учителем. А наиболее сложными оказались должности директора интерната для сирот и заместителя председателя райадминистрации. Первая - потому что там от работы я не получал никакого удовлетворения, а лишь одно разочарование. Я день и ночь проводил с этими детьми, а результат был практически нулевой. Как только они переступали порог интерната, так многие мальчишки - по тюрьмам, а девчонки – на панель. Но самая неблагодарная работа была на посту вице-главы райадминистрации. Я занимался самой сложной социальной сферой – образованием, культурой, здравоохранением, социальной защитой. Доходило до того, что я утром шел на работу и не знал – работаю я еще или уже нет, нельзя было ничего наперед спланировать. Но тогда, в 2005-м, время такое было… - Какое из Ваших успехов или достижений греет душу по сей день?
- Я в 1988-м году пришел в гороон. А потом грянули лихие 90-е – зарплаты не выплачиваются, профсоюзы организовывают забастовки. Поэтому было очень сложно налаживать контакты с городским и с областным руководством, чтобы они на образование хоть немного деньги выделяли. Очень тяжелые были времена. Хотя вот при мне построили 22-ю, 23-ю и 24-ю школы. Моя жизнь вообще складывается из мелких побед. Но что касается отдела образования, то на то время, когда я был его начальником, мы первую школу - общими усилиями с её тогдашним директором Сергеем Юрченко - перевели в бывшее здание интерната № 2 и создали естественно-математическую школу. Теперь там школа № 26 процветает, и меня радует, что и я приложил к этому руку. Также в 90-е годы самодеятельность в школах находилась не на высшем уровне, будем так говорить. Но тогда такая ситуация везде была – просто не хватало средств на развитие. В то время начали создавать самодеятельный детский ансамбль танца «Фантазия», вот я их всячески поддерживал. Коллектив сейчас вырос, принимает участие во всеукраинских смотрах, недавно выиграл в конкурсе «Крок до зірок». Это тоже моя маленькая гордость. - У вас уже за плечами значительный стаж работы на разных должностях. Есть, что и с чем сравнивать. Кем все же вы себя считаете в первую очередь: учителем или чиновником, «функционером»? - Ну, к чиновником я себя точно не отношу! Потому что на административных должностях нельзя сразу увидеть результат своего труда. В школе куда проще: объяснил материал, дал контрольную, они пятерки получили – значит, ты справился с работой. А в государственном аппарате все намного сложнее – нужно чтобы прошли годы, прежде чем будут заметны первые изменения. А хочется, чтобы сегодня поработал, а завтра был результат. - Кстати, об изменениях… Сейчас в Украине перманентно проходит реформа образования. Как вы к ней относитесь? - На мой взгляд, это ужасно. Я вспоминаю, что, когда я работал в гороон и мы создавали физико-математическую школу, я ездил на различные семинары в Киеве и в Судаке. И я тогда меня поразило то, что американцы считают достижением, если они могут научить выпускников решать те примеры, которые у нас в седьмом классе решаются. Но у них задача была – научить учиться, а у нас - и в то время, и сейчас! - стараются «впихнуть» в программу слишком большой объем знаний, не учитывая при этом его надобности, прикладного значения и практического использования в будущем. Порой создается убеждение, что стараются развивать не методологию в добывании и пополнении знаний в будущем, не системность в знаниях, а память: чем больше запомнишь дат, разрозненных фактов, мелких и не столь важных деталей, тем лучше, тем выше оценка. Содержание образования должно отвечать потребностям человека. Сегодняшняя реформа – это одно название. Нельзя так резко поменять всю систему. Например, в украиноязычных школах Пушкина стали изучать… на украинском языке! Но это же нонсенс! Думаю, Пушкина в оригинале детям, так или иначе знакомым с русским языком, оценить все же по силам, в отличие, скажем, от Роберта Бернса без переводов Маршака (хотя специалисты-англичане тоже считали, что Бёрнс даже от этих блестящих с нашей точки зрения переводов многое утратил). Содержание образования, конечно, менять нужно. Но нужно давать ученику крепкую базу, на которой он уже будет строить свое мировоззрение и высшее образование. Человек должен научиться постигать знания – вот это главное! А наши реформаторы, кажется, об этом забыли. - В чем вы нашли свою отдушину? Какое у вас есть хобби? - Охотно назову: фотография и киносъемка. Это сейчас у всех компьютеры, цифровые фото- и видеокамеры. Щёлкай – не хочу! А я начал этим заниматься, когда еще пленка была. Жена ругалась постоянно, потому что мы тогда в маленькой квартирке жили, где нам и самим-то места было мало, не говоря о всяких баночках, растворителях-закрепителях. Зато теперь у нас есть семейный фотоархив, я его своим внукам показываю, их у меня аж четверо, и все - мальчики! - Чем Вы планируете заниматься в ближайшее время? - В мои ближайшие планы входит снова вернуться на педагогическую ниву. Хотелось бы возвратиться в педучилище простым преподавателем, взять под свою опеку первый курс и довести его до выпуска. А потом можно будет и отдохнуть! Очень хочу уйти на отдых с чувством выполненного долга! В обществе Михаил Байдацкий известен как профессионал, человек компетентный, волевой и доброжелательный, который пользуется авторитетом и уважением. За его плечами - многолетний опыт и признание. Поэтому коллективу редакции "Проспект Трубников" и друзьям особенно приятно поздравить его с 60-летним юбилеем и от всей души пожелать долголетия, крепкого здоровья, благополучия. Пусть во всех начинаниях сопутствует удача, понимание и поддержка со стороны коллег и единомышленников, а непростая работа приносит удовлетворение и творческие победы. Татьяна ХАРЛАН
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала - "ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |