Пять лет с протянутой рукой Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
17.07.2012 13:55
milostinya

– Никогда, никогда Воробьянинов не протягивал руку!
– Так протянете ноги, старый дуралей!
(И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»)

С каждым днем наше ненасытное государство заставляет нас все чаще вспоминать две поговорки с похожими глаголами в основе: «хочешь жить – умей вертеться» и «крутиться, как белка в колесе». Иначе говоря, чтобы как-то выжить на пути к светлому будущему, приходится изворачиваться все больше и больше. Одни заводят два огорода, козу и ищут три подработки и один надомный труд. Другим подобного вулканического темперамента и предприимчивости Бог не дал. И, к сожалению, представители этой категории на склоне лет нередко вынуждены просить милостыню, чтобы просто не голодать. Просить в одиночку где-нибудь у дверей супермаркета – как-то неудобно. И люди идут на церковную паперть, в компанию к себе подобным. Мелочь там летит не только в твою жестянку или кепку. Но подают там охотнее…

Мы сегодня не будем говорить о нищенстве и попрошайничестве как весьма неоднозначном социальном явлении, часто граничащим с некой индустрией зарабатывания денег. Нас пока интересует лишь один его маленький срез. Зарисовка, так сказать, «с натуры».

В Никополе только у УПЦ МП – шесть православных храмов. И, я уверена, что возле каждого из них всегда найдется один-два просящих милостыню. Именно «просящих» – попрошайками «дядя-дай-двадцать-копеек» их назвать язык не поворачивается. Так было во все времена и не от хорошей жизни: одни просят проявления милосердия, другие (прихожане) проявляют его звонкой монетой.

Лично я не могу безразлично проходить мимо таких людей. Мне кажется, что если не я, то кто же? Возможно, я преувеличиваю свою значимость, но все же…

Было 10 часов утра, жара – врагу не пожелаешь. По делам службы оказалась возле Спасо-Преображенского собора. Прямо напротив входа в церковь замечаю двух мужчин, сидящих неподалеку друг от друга. Возле каждого из них – пластиковые стаканчики, в которые прохожие изредка бросают пару монеток. Картина вызывает прилив жалости. Между собой они, похоже, не разговаривают. Подхожу к одному из них, выбираю мелочь из кошелька, кладу в стаканчик. Взыграло журналистское любопытство: что заставило этого мужчину прийти сюда и просить милостыню? Он неожиданно охотно отвечает на мои вопросы.

- Я пришел сюда просить милостыню из-за маленькой пенсии. Пенсионером я стал в 2005 году. Посудите сами: как можно выжить на 820 грн. в месяц? Раньше я работал дворником – у меня-то и зарплата большой никогда не была, что уж говорить о пенсии! Прихожу просить деньги не каждый день, потому что недавно перенёс инсульт и был практически полностью парализован. Но если чувствую себя более-менее нормально, то обязательно прихожу. Живу я в районе «Кристалла», и мне приходится добираться до собора около часа. У меня есть семья, но никто нигде не работает. Моя дочь в декретном отпуске – денег катастрофически не хватает. Выходит, что не мои дети меня обеспечивают, а я их. Если заработаю в день на булку хлеба – и то хорошо.

milostinya1Ответ на вопрос, как давно мужчина просит милостыню, меня, признаться, ужаснул. Не год, не два. Так продолжается уже более пяти лет. Говорит, что когда к пенсии в первый (и, наверное, в последний раз) прибавили около 320 грн, то семья стала нормально питаться. Даже не так – перестала голодать. Где это видано, чтобы люди, проработав всю жизнь, на пенсии не знали, где наскрести денег на хлеб? Ни одна уважающая свой народ страна так не поступает. Наша, увы, не относится к этой категории.

Между тем, мой собеседник продолжает рассказ:

- Не все дают деньги, преимущественно те, кто приходит в церковь, а не спешит в «Укртелеком». Сейчас все такое дорогое! Взять хотя бы оплату за отопление – на него уходит порядка 300 грн., остальные коммунальные услуги тоже постоянно растут в цене.

Мой день начинается с утра, пока не так жарко. Но даже за несколько часов, которые я тут нахожусь, что-то в стакане собирается. Люди, которые ходят в церковь, верят в Бога, понимают, что ближним нужно помогать не ради корысти, а для того, чтобы им тоже когда-то кто-то помог в трудной ситуации.

Я сам раньше был атеистом, в Бога не верил. Что делать – советское воспитание… Но со временем приходит понимание того, что Господь есть, и помнит обо всех нас.

Вот такая история. На Западе любят приводит в пример образ общественного устройства: «даже самый большой караван судов идет со скоростью крохотного буксира». У нас флагманы умчались за горизонт, а «буксиры» в штормящем житейском море сидят на паперти. Как долго ещё им унижаться с протянутой рукой, чтобы не протянут ноги?

Александрина ПОДОЛЬСКАЯ

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button