| Газовая «опупея» по-никопольски |
|
| 24.07.2012 13:42 |
![]() Взяться за перо меня просто вынудила очень неприятная не только для меня, но и – наверняка – для многих моих земляков ситуация. А связана она с заменой вышедшей из строя газовой колонки. Казалось бы, чего проще: купила новую (чем, так сказать, внесла посильный вклад в безопасность газового хозяйства жилого дома), позвала специалистов из Горгаза, заплатила за монтаж нового агрегата – всё по правилам, без нарушений ТБ – и пользуйся себе на здоровье… Эх, какой же я была наивной и смешной!.. На деле всё оказалось намного мрачнее, сложнее, дольше, а главное – дороже, чем можно было представить нормальному человеку. «Опупея» (эпопея) моя начинается с первого обращения в царство управления газового хозяйства по поводу замены колонки. В одном их кабинетов мне сообщили, что для этой несложной, согласитесь, процедуры сначала необходимо выполнить проект на установку колонки. Такая вот бюрократическая процедура. Помилуйте, господа хорошие, зачем в моём случае проект? Ведь новую колонку вы будете ставить на место прежней, которая служила мне верой и правдой лет сорок. Поневоле напрашиваются вопросы: неужто за четыре десятилетия все жители нашего дома, а то и всего города, пользовались газовыми приборами с нарушением техники безопасности, а подключали их не специалисты Горгаза, а «левые» дяди? И проектов на установку газовых приборов прежде и в природе не существовало? Так, что ли? Или в одночасье, с рождением явного монополиста в лице Горгаза, всё перевернулось вверх тормашками?!? Словом, написала я заявление, предоставила для этого кучу документов о том, что я – это я, и дом это – мой, заплатила за изготовление проекта 182 грн. и стала, как пушкинский старик у моря, ждать проектанта. Наконец, дождалась. Мне объяснили: мол, она одна на весь город, специалист редкий и востребованный. Поэтому ждать надо долго. Но я, признаться, не думала, что НАСТОЛЬКО долго: колонку опломбировали ещё в июне, а сегодня – третья декада июля на носу. На дворе – жара несусветная, а вся семья лишена теплой воды – полощемся в тазу и ждём милости от Горгаза. Но – напрасно ждем. Пока я сидела под дверями кабинетов, узнал много интересного. Например, если я вдруг для «ускорения процесса» приглашу за свои кровные пенсионные денежки специалистов из других организаций, имеющих соответствующие лицензии и разрешения на установку котлов и колонок, то Горгаз все равно возьмёт с меня деньги и за «демонтаж» старой колонки, и за установку новой. Как вам нравится подобное? Это все равно, как если бы я купила кило огурцов на рынке, да ещё заплатила столько же тому, кто этот рынок – извините за «новояз» – «держит» или «крышует». Но и на этом причуды «монополиста» не заканчиваются. Оказалось, что даже гофрированную трубу, выводящую продукты сгорания газа наружу, надо купить только в Горгазе, потому что лишь у него она, видите ли, «сертифицирована» Без неё, разъединственной и уникальной, монтаж колонки может быть признан недействительным. Я помалкиваю о том, что для разрешения монтажа новой колонки старому человеку необходимо обежать кабинеты с первого по третий этажи, а у начальника Горгаза приемный день – всего раз в неделю, по средам. А не можешь марафоны выдерживать или среду выкраивать – сиди дома и не рыпайся, и не мечтай о колонке. Вон деды наши и прадеды как-то обходились речкой и прорубью, и ничего! Я, как и все мои товарищи по несчастью, жду. Но мало того, что, помимо стоимости колонки (более 1000 грн.), надо ещё заплатить за непонятно кому нужный проект, «сертифицированную» трубу и монтаж. Последняя операция – тоже сродни хирургической (в денежном эквиваленте!). А всего-то нужно: установить новую колонку на прежнее место, присоединить подводные трубы воды и газа, проверить герметичность! И за все это нужно иметь в кармане ещё более тысячи гривень! Так ведь металлурги у горячих печей или станов по восемь часов вкалывают, и в день получают по 200, максимум 250 гривень. И ему неделю надо пахать, чтобы «догнать» слесаря-газовщика, которому пару часов надо гайки покрутить. Ну, понятно, что не он, конечно, эту тыщу огребет, а растечётся она по ведомостям всей «надстройки», которой кушать хочется и которая такие тарифы выдумывает. Когда же мне улыбнётся счастье запустить колонку – дело неизвестное. Очередь! В то же время «добивает» объявление в Горгазе: дескать, если я хочу ускорить процесс монтажа на десять дней – следует доплатить за «срочность» ещё более 200 грн. Хочешь ожидать шесть дней – плати ещё больше. И так далее. Получается, что те, кто смирно себе томится в очереди, подождёт? Ведь все работы по монтажу выполняют одни те же трудяги, а не элитная бригада японцев для более обеспеченных, правда же? Вот хочется узнать: кто-то может дать правовую оценку такой практике, граничащей с – опять же пардон за непоэтический слог! – «беспределом монополистов»? Местная власть вряд ли урезонит не терпящее конкуренции и ущемляющее права простых граждан управление (пусть даже исполняющее «циркуляры сверху» – но их-то кто-то писал?). Куда же обращаться маленькому человеку? В «Днепрогаз», в НАК «Нафтогаз», к министру Бойко, в Европейский суд по правам человека? Согласна: мы живем в рыке, каждому хочется добиваться рентабельности и прибыльности, но почему в ТАКИХ размерах, с «обязаловкой» платить дважды, посему – за счет пенсионеров и небогатых людей? Думаю, что подобные факты должны заинтересовать и Антимонопольный комитет, и кандидатов в народные депутаты, которые своим вмешательством смогут показать, как на самом деле они болеют за права простого украинца. Посмотрим, кто за нас постоит и что изменится после этой публикации. А если Горгаз сможет меня убедить в своей правоте – пусть попробует. В виде полемики.
В. ИВАНЧЕНКО, P. S. Имя автора изменено по её просьбе. (Подлинные имя и фамилия автора – в редакции).
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |