Разрушенные надежды вермахта Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
01.04.2011 13:08

В конце 1943 года на Никопольском плацдарме уже вовсю развернулись активные боевые действия. Гитлеровцы, вынужденные отступить на правый берег, сосредоточили на узком участке фронта крупные силы и принялись спешно возводить «неприступные» полосы обороны.

Командование вермахта планировало во что бы то ни стало удержать в своих рука богатый запасами марганцевой руды регион, имевший большое стратегическое значение. Оно надеялось отсидеться на правобережье Днепра до весны, полагая, что в условиях зимы и ранней весенней распутицы советские войска не смогут предпринять масштабной наступательной операции. Большие надежды возлагали гитлеровцы и на новые образцы «чудо-техники», способные по их замыслу существенно усилить оборону «неприступных» полос. Решительные действия советских войск сорвали их планы. Некоторые разработки немецких конструкторов так и не успели попасть на никопольский плацдарм, а ряд образцов «чудо-оружия» достался нашим бойцам в качестве трофеев.

Осенью 1943 года инженеры и конструкторы Отдела опытных разработок при имперском Управлении вооружений получили от высшего руководства вермахта ряд заказов, связанных с созданием новых образцов техники, предназначенных для ведения оборонительных боёв и усиления линий долговременной обороны. Эти заказы были обусловлены существенным изменением обстановки на Восточном фронте. Советские войска неуклонно продвигались на запад, а передовым частям вермахта все чаще приходилось переходить к обороне и сдерживанию их натиска. Впервые с начала войны возникла острая необходимость не только в наступательном, но и в эффективном оборонительном вооружении, способном сковать действия наступающей стороны и нанести противнику большие потери в живой силе и технике.

Важнейшей задачей для командования вермахта стала стабилизация линии обороны по Днепру, служившему огромной естественной преградой. В ту пору в нижнем его течении существовало множество мелких рек, речушек, озер и болот, превращавшихся с наступлением весны в непроходимое сплошное болото. Даже после отступления воды большие участки суши надолго оставались покрытыми вязкой грязью, затруднявшей передвижение людей, не говоря уже о тяжелой технике. При создании «неприступных» полос обороны гитлеровским командованием был тщательнейшим образом изучен и учтен опыт предыдущих военных компаний.

Как известно, в 30-е годы в ряде стран (Франция, Финляндия) создавались стратегические оборонительные полосы с долговременными оборонительными сооружениями, но они все же оказались малоэффективными. Так, «линия Мажино», построенная в 1934 году (и существенно дооборудованная в 1939) по инициативе военного министра А. Мажино вдоль границы Франции с Германией и Люксембургом, не спасла эту страну от полного разгрома.

В 1940 году гитлеровцы попросту обошли её, осуществив вторжение через территорию Бельгии. Не оправдала возложенных на неё надежд и «линия Маннергейма», возведенная на карельском перешейке и прорванная советскими войсками в 1940 году. Побывавшие на местности немецкие инженеры тщательно изучили рельеф Никопольщины и прилегавших к ней территорий, чтобы максимально использовать его особенности для организации и надежной обороны. На всех господствующих на местности высотах, в частности, на древних скифских курганах, было рекомендовано создать мощные огневые точки.

Этими рекомендациями усилия ведущих военных специалистов Рейха по созданию «неприступной» полосы обороны не ограничились. Вскоре они в спешке приступили к созданию новых образцов «чудо-оружия», которое предполагалось использовать на никопольских и корсунь-шевченковском направлениях. Как известно, месторасположения любого дота или дзота ввиду неподвижности этих объектов достаточно легко зафиксировать, после чего для их подавления нередко используется артиллерия и авиация. Конструкторы пришли к идее создания «мобильных» дотов.

kolpakИми были разработаны передвижные стальные колпаки. Для удобства создания конструкций к месту боя они были снабжены колёсами. В стальных колпаках имелись амбразуры для установленного в них вооружения. Одни из них собирались оснастить станковыми пулемётами, другие – малокалиберными 20–30 мм пушками. Разрабатывались и конструкции с более мощным вооружением. Расчет одного такого колпака, в зависимости от установленного на нем вооружения, должен был составлять от двух до шести человек. С помощью тягачей и бронетранспортеров мобильные колпаки предполагалось перебрасывать на наиболее угрожающие участки фронта. В случае необходимости их можно было перевезти на другое место.

Ознакомившиеся со стальными колпаками генералы вермахта сочли их весьма перспективными, заказав для усиления обороны неприступных полос не менее 200 таких конструкций. Первые образцы оборонительного оружия должны были поступить на Восточный фронт уже к началу марта 1944 года, но стремительное наступление советских войск сорвало эти планы. В результате от идеи использования мобильных дотов пришлось отказаться.

Вермахту понадобились специальные машины для разрушения промышленных объектов и путей сообщения на оставляемых территориях. Уже из одного этого заказа видно, что высшее командование гитлеровцев начало смиряться с мыслью о том, что захваченные территории вскоре придется оставить, а новые успехи советских передовых частей только усиливали сомнения в надежности полос. Оставленные территории планировалось превратить в настоящую безлюдную пустыню. Об этом напрямую говорилось в приказе рейхсфюрера Генриха Гиммлера от 7 сентября 1943 года, адресованного высшему командованию войск СС и полиции: «Необходимо добиться того, чтобы при отходе из районов Украины не оставалось ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одного рельса…» И, надо сказать, эти человеконенавистнические распоряжения пытались претворить в жизнь.

Из-под Никополя и Кривого Рога вывозились целые эшелоны марганца и железной руды, крупного рогатого скота, зерна. Разрабатывались планы массового уничтожения мирного населения прифронтовой полосы, которое руководство СС считало «неблагонадежным» и «потенциально опасным». Для разрушения железных дорог гитлеровцам понадобилась специальная мощная машина. Уже в ноябре 1943 года к её созданию приступили и конструкторы Отдела опытных работ.

Созданный ими механизм получил название «Разрушитель». Этот агрегат представлял собой платформу, груженную балластом и deathmachineбуксируемую двумя паровозами. На её конце находился мощный стальной крюк, которым на ходу захватывали и выворачивали шпалы. Наблюдавшие за испытанием «Разрушителя» военные заказчики остались довольны увиденным, выразив желание поскорее увидеть такие машины на фронте. С их помощью при отступлении намеревались уничтожать железные дороги, дабы затруднить перевозку новых частей советской армии в освобождаемые районы.

К началу 1944 года первый опытный образец «Разрушителя» был готов, но как вскоре выяснилось, он содержал массу технических недоработок. Устранять их уже не было времени – машина срочно понадобилась гитлеровцам на никопольском плацдарме, где обстановка для них становилась все более угрожающей. В результате «Разрушитель» пришлось доставлять на железнодорожную станцию Апостолово по частям. Вместе с ними в январе 1944 года на фронт прибыли конструкторы Отдела опытных разработок. Они приступили к сборке и доработке «Разрушителя» непосредственно на месте его намеченного применения.

К концу января 1944 года агрегат был готов. С его помощью намеревались разрушить стратегически важный участок железной дороги между станциями Апостолово и Никополь. К счастью, долго поработать машине не пришлось. 31 января 1944 года войска 3-го Украинского фронта перешли в наступление, вскоре прорвав оборону врага и выйдя к участку железной дороги, соединяющий Апостолово с Никополем. 4 февраля гитлеровцы начали поспешно отступать, бросив большое количество тяжелого вооружения и техники. В их числе был и «Разрушитель». В качестве трофеев бойцам достались и привезенные к нему из Германии запчасти. Этот прорыв во многом предопределил и исход боев за Никополь, которым соединения 3-го и 4-го Украинских фронтов овладели 8 февраля 1944 года. На железнодорожной станции Никополь ими были обнаружены наполненные марганцевой рудой вагоны, предназначенные для отправки в Германию…

Потеря богатого экономического района немецко-фашистскими захватчиками заметно сказалась на ходе войны. Вскоре после освобождения Никополя имперским Управлением вооружений были свернуты десятки проектов по созданию новых образцов техники. Среди них был и проект оснащенного 128-мм орудием «супертанка», призванного противостоять уже появившемуся на фронте советскому тяжелому танку ИС-2. 11 февраля 1944 года гитлеровцы предприняли отчаянную попытку вывезти брошенный «Разрушитель» и другие образцы военной техники. Однако эта попытка оказалась напрасной, и они вынуждены были отступить, потеряв 45 танков, 130 орудий разного калибра, 4 самоходные орудия типа «Фердинанд» и большое количество автомашин.

Труженик войны Т-70

Участник боёв на никопольском плацдарме Даниил Чалый, инструктор политотдела 13-й (впоследствии 31-й) гвардейской отдельной танковой бригады, вспоминал: «Механик-водитель танка Т-70 старший сержант И.И. Васильчук за подвиги в течение одного дня был награжден двумя орденами: орденом Красной Звезды и орденом Славы III степени, за подавление пулеметного дзота, также он вынес из танка раненого командира танковой роты» (сборник «Они освобождали Никополь», ст. 141).

t70К сожалению, о целой серии легких танков (Т-60, Т-70, Т-70М, Т-80), которые выпускались советской промышленностью в 1941–1943 годах, сегодня мало пишут и вспоминают. А, между тем, Т-70 и Т-80 являются лучшими легкими танками Второй мировой войны. Они отличались от аналогичных немецких, английских и американских боевых машин неплохой маневренностью и хорошей проходимостью, были дешевыми и простыми в производстве. К тому же, Т-70 – второй, после прославленного Т-34, по массовости советский танк. В 1941–1943 годах было построено 8315 таких машин.

Предшественником Т-70 был легкий танк Т-60, созданный для разведки и охраны. Он вооружался автоматической пушкой калибра 20 мм и пулеметом, управлялся экипажем из двух человек и имел противопулевую броню. Поскольку на начальном этапе войны ввиду нехватки танков Т-60 приходилось использовать для огневой поддержки пехоты, армии понадобился легкий танк с более мощным вооружением и броней. Так появился танк Т-70, разработанный в начале 1942 года конструкторским коллективом под руководством Н.А. Астрова. Он имел более мощное вооружение. Т-70 оснащался 45 мм пушкой и 7,62 м пулеметом, а его боекомплект состоял из 90 снарядов и 945 патронов. Он весил 9,8 т, а его максимальная скорость составляла 45 км/ч. Как и Т-60, ему долгое время пришлось играть роль «спутника» пехоты, причем с этой задачей он справлялся гораздо лучше, чем поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу английские и американские танки. На его основе был разработан улучшенный танк Т-80, ставший первым в мире танком, приспособленным для ведения уличных боев. Угол возвышения его пушки и пулемета, размещенных в более просторной башне, позволял вести прицельный огонь по верхним этажам зданий и низколетящим самолетам.

Как отмечал автор книги «Танки в бою», историк военной техники Игорь Шмелев: «В 1942 году советская промышленность наладила выпуск средних танков в достаточном количестве, и Т-70 стал применяться только для разведки и охраны». Однако, как видно из приведенного воспоминания, этим танкам еще не раз приходилось принимать участие в наступательных операциях. В том числе и в боях на никопольском плацдарме, где они подавляли пулеметные доты, расположенные на «неприступной» линии обороны противника.

 

 Сергей ТОРОП.

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в почтовых отделениях, а также приобретайте по  вторникам и четвергам во всех местах продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button