14 октября – День казачества. ВОССКРЕСШИЙ ИЗ ЗАБВЕНЬЯ, или Четверть века в каменном мешке Печать
Рейтинг статьи: / 1
ХудшийЛучший 
19.10.2015 15:51

solovki

26 сентября сего года на территории Соловецкого монастыря во время реконструкции Преображенского собора были обнаружены останки последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, ранее считавшиеся утраченными. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой перенести мощи на родную землю – на Запорожскую Сечь.

В день представления за новым стилем – 13 ноября в Запорожье в сослужении сонма архиереев Украинской Православной Церкви совершилась канонизация праведника Петра Многострадального, которую возглавил Митрополит Онуфрий. Решение о канонизации Петра Калнышевского в лике местночтимых святых Запорожской епархии Священный Синод УПЦ принял еще в декабре 2014 года. Тогда же были утверждены проекты тропаря, кондака, молитвы святому и его иконописного изображения.

Есть еще один ключевой момент, почему мы сегодня вспоминаем Калнышевского, – минуло уже 240 лет от ликвидации последней Запорожской Сечи. 3 августа 1775 года Екатерина II издала манифест, которым объявила, «что нет теперь более Сечи Запорожской в политическом ея уродства». Шесть пунктов манифеста фактически сводятся к обвинению запорожцев в захвате и присвоении чужой собственности и попытке создать независимое управление.

solovki-2

Памятник Дмитрию Калнышевскому в Соловецком монастыре

Последняя обитель

В Соловецком монастыре последний кошевой атаман Войска Запорожского Низового и был сослан после падения Сечи. Он провел здесь последние 27 лет своей жизни и умер в 1803 году в возрасте 112 лет. Лишь двумя годами ранее Александр І подарил «государственному преступнику» свободу, но ехать узнику было некуда, да и здоровье не позволяло. Он остался в монастыре насельником, ответив царю: «Здесь оной (свободой) наслаждаюсь в полной мере». 

Калнышевский был упокоен на территории монастыря. В 1856 году по указу архимандрита на его могиле была установлена ​​плита с эпитафией: «Здесь погребено тело в Бозе почившего кошевого бывшей некогда Запорожской грозной Сечи казаков атамана Петра Калнышевского, сосланного в сию обитель по Высочайшему повелению в 1776 году на смирение. Он в 1801 году по Высочайшему повелению снова был освобожден, но уже сам не пожелал оставить обитель, в коей обрел душевное спокойствие смиренного христианина, искренно познавшего свои вины…».

«Государственный преступник»

Петр Калнышевский дважды избирался кошевым атаманам. Первый раз – в 1762-м, но того же года после встречи в Москве с царицей Екатериной II (присутствовал на коронации императрицы) отстранен от должности. В январе 1765 года вопреки царской воле старшина снова избрала его кошевым. И теперь уже на долгих десять лет, чего ранее в коше испокон веков не было. Царица, готовясь к русско-турецкой войне, в которой украинскому казачеству отводилась едва не решающая роль, смирилась со своевольным избранием кошевого и сменила гнев на милость и признала Петра Калнышевского на этой должности. Независимость запорожцев пугала Россию, но ей приходилось временно мириться с этим, чтобы не рисковать потерей решающего союзника в лице казачества.

kalnish

За храбрость и отвагу, проявленную в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, казаки получали благодарности от самой царицы. А сам кошевой атаман стал кавалером высшего ордена Российской империи — Андрея Первозванного, ему было присвоено чин генерал-лейтенанта.

Известно также, что Пётр Калнышевский находился в товарищеских отношениях с князем Потемкиным. Хотя последнему ничего не помешало сослать на вечное поселение своего 85-летнего «неразлучного друга», ведь именно Потемкину принадлежит эта идея.

Интригант-фаворит Екатерины II князь Потемкин выступил на заседании правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи 23 апреля 1775 года. 4 июня по одобренному плану стотысячное войско под командованием генерал-поручика Петра Текелия, возвращаясь с турецкой войны, обступило Сечь. Организаторы уничтожения запорожцев воспользовались тем, что Войско Запорожское еще было на турецком фронте. Не имея сил защищаться (сто русских солдат на одного казака), Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Часть запорожцев бежало за Дунай, создав Задунайскую Сечь.

Вместе со старшиной Калнышевский был арестован. Сначала он содержался в Москве в конторе Военной коллегии, а 30 июля 1776 архимандрит Соловецкого монастыря Досифей отчитался о принятии «государственного преступника». 

Начало поисков утраченного

В XVIII веке Соловецкий монастырь был местом заточения политических заключенных и религиозных диссидентов. Роль надзирателей выполняли местные духовники. Подчиненный Святейшему Синоду, Соловецкий мужской монастырь пользовался широкой автономией и имел гарантии невмешательства со стороны государства. Архимандрит монастыря был полным хозяином Соловецкого архипелага, ему же подчинялась военная команда, которая обеспечивала охрану заключенных. 

ikona'

Икона с изображением Петра Калнышеского

После известных октябрьских событий в Петрограде монастырь полностью стал использоваться как тюремное учреждение. Монастырские захоронения стали массово разрушаться, а надгробная плита Калнышевскому неоднократно перемещалась с места на место. Современным историкам было известно только то, что Калнышевского похоронили рядом с могилой знаменитого келаря Троице-Сергиевой Лавры отца Авраамия (Палицына), чья надгробная плита — единственная, которую не передвигали. Это и стало толчком к началу поисков.

Исследования Яворницкого

Обозначить конкретные места пребывания Калнышевского в заточении и место его захоронения пытался и историк-исследователь Дмитрий Яворницкий. Он писал: «Калнишевский сидел не в остроге и не в яме башни Корожней, где содержались самые тяжкие преступники, а в монастырской келье того самого дома, где жила и вся братия монастырская, начиная с архимандрита и заканчивая простыми трудниками. Я увидел, что запорожский узник содержался много иначе, чем другие арестанты и колодники, получая по 1 рублю в день или 365 -366 рублей в год»».

kosheboj

В ходе 25-летнего заточения кошевому не менее трех раз меняли место пребывания. Его охраняли четыре солдата с офицером, хотя в других политзаключенных было по два конвоира. Лишь трижды в год — на Пасху, Рождество и Преображения — его выводили из кельи для участия в Богослужении, для Святого Причастия и для обеда в трапезной.

Глубокая вера Калнышевского

Пётр Калнышевский еще в бытность кошевым атаманом проявил себя как очень религиозный человек. Всегда имел при себе греческих и южнорусских монахов, прислушивался к наставлениям духовных отцов с Афона и Иерусалима. Отличился как ревностный строитель православных храмов и попечитель Киево-Межигорского монастыря; посылал щедрые подарки церкви Гроба Господня в Иерусалиме (потиры, дискосы, лжицы, звездицы — все из серебра с позолотой).

kazemat

Каземат №15, в котором содержался казацкий гетьман

Калнышевский-узник не забыл о вере Христовой. Он экономил на содержании и делал богатые подарки монастырю. В 1794 году пожертвовал Преображенскому собору серебряный напрестольный крест весом более 30 фунтов. В конце жизни, в честь своего освобождения, купил Евангелие с серебром и позолотой весом более двух пудов и стоимостью 2435 рублей.

Вел он себя смиренно и набожно, чем вызывал уважение у монашества.

Зеркальное отображение истории Сечи

Жизнь и деятельность Петра Калнышевского – зеркальное отражение истории Запорожской Сечи, ее успехов, трудностей и противоречий. Его имя долгое время было тайной. Но кто же он на самом деле - борец за судьбу Украины или царский чиновник, впавший в немилость?

Большинство исследователей считают, что по происхождению он из украинской шляхты. Существует легенда, что на Сечь он попал восьмилетним мальчиком. До избрания кошевым был военным судьей.

В деятельности кошевого Калнышевский проявил себя талантливым военным и дипломатическим деятелем. Велика его роль в создании экономической базы казачьей республики. Благодаря его ходатайствам в дикой степи появились новые хутора и села. Во времена Калнышевского вольности запорожские занимали огромную территорию, на которой располагались более 1600 хуторов и 45 сел.

Известен исторический факт, что он принимал участие в подавлении Колиивщины и вместе с тем тайно прислал помощь гайдамакам. Не является ли это свидетельством лавирования между народом и царской властью? Нет, утверждают в некоторых исторических кругах, упоминая о гибкой политике Калнышевского, который руководствовался не эмоциями, а интересами Украины. Лавировать и идти на компромиссы его заставляло понимание всей опасности гегемонистских устремлений северного соседа. В меру возможностей Петру Калнышевскому удалось задержать процесс разрушения Сечи.

Сегодня его имя воскресает из забвенья…

 

Наталья РАЗУВАЕВА.

При подготовке статьи использованы 

 материалы из социальных сетей

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button