Актуальное интервью. ГАЗ БРАЛИ? НЕ БРАЛИ? А ПЛАТИТЬ НУЖНО! |
![]() |
14.02.2020 07:53 |
С получением двух платежек за газ главной темой обсуждения в социальных сетях, общественном транспорте и среди коллег по работе стало введение отдельной платы за доставку «голубого» топлива. Что это – просто разделение платы за разные услуги между двумя структурами или очередная выкачка денег монополистом-поставщиком газа? Почему платить за доставку газа нужно даже в случае, если человек его не пользует? Словом, вопросов возникло много. На них во время пресс-конференции в горгазе 31 января ответил старший менеджер отдела продаж Никопольского участка АО «Днепропетровскгаз» Анатолий КОСЕНКО. К сожалению, пресс-конференция получилась несколько сумбурной из-за того, что кроме журналистов пришли представители общественности и жители города, которые очень эмоционально не только задавали вопросы, но и комментировали слова специалиста. Безусловно, возмущение людей можно понять. Но предъявлять претензии менеджеру предприятия за решение Национальной комиссии по государственному урегулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг было, конечно же, неправильно. Впрочем, несмотря на накал страстей, Анатолий Косенко ответил на все вопросы четко и понятно. Исключая длинные названия постановлений и изменений к Кодексу газораспределения, а также комментарии присутствующих на пресс-конференции людей, мы подготовили краткие ответы на наиболее интересующие потребителей газа вопросы. Итак. Почему появилась вторая платежка за газ? Как рассказал Анатолий Косенко, 24 декабря 2019 года Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг приняла постановление, касающееся изменения оплаты за газ. Если раньше тариф на транспортировку газа включали в тариф на его поставку, то теперь принято решение разделить поставку и транспортировку. Таким образом, сегодня поставками газа занимается ООО «Днепропетровскгазсбыт» (это единственный поставщик для населения), а транспортировкой – АО «Днепропетровскгаз». Это совершенно разные предприятия, поэтому платить за доставку газа необходимо АО «Днепропетровскгаз» и на новый расчетный счет, указанный в платежке. Для жителей Днепропетровской области тариф на транспортировку газа утвержден в сумме 1,248 грн. за кубометр газа (с НДС). С 1 июля 2020 года он повысится до 1,5 грн. за кубометр газа (с НДС). Платить нужно до 20 числа текущего месяца. Тариф на транспортировку, по словам Анатолия Косенко, не привязан к объемам потребления газа абонентом. В полученной населением платежке указана так называемая годовая заказанная мощность, которая определяется потреблением газа с 1 октября 2018 года по 30 сентября 2019-го. Исходя из этого и рассчитывается указанная в платежке абонплата в 2020 году: количество использованных в этот период кубов делится на 12 месяцев и умножается на утвержденный с 1 января 2020 года тариф на доставку газа – 1,248 грн. Получается сумма, которую необходимо платить каждый месяц за транспортировку газа, причем независимо от того, сколько кубометров вы используете за месяц. А если человек в 2020 году будет экономить газ, абонплата за доставку будет меньше? На 2021 год годовая заказанная мощность будет считаться с 1 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года. Поэтому абонплата для потребителя уменьшится в 2021-м. Хотя бы одна хорошая новость от поставщика газа, все только дорожает… Хорошая новость от ООО «Днепропетровскгазсбыт» есть. На прошлой неделе снижен тариф на поставку газа в январе с 6,91 грн. до 5,87 грн. О каком удешевлении газа говорит власть, если дополнительно вводится плата за его транспортировку? Нас снова обманывают? Как показывает анализ, утверждает Анатолий Косенко, снижение цены на газ произошло, несмотря на введение отдельной платы за его транспортировку. Так, в это время в 2019 году стоимость кубометра газа была на уровне 8,55 грн. Сейчас он на 1,45 грн. дешевле. Берем цену кубометра в январе (5,87 грн.) плюс стоимость доставки (1,248 грн.) и получаем 7,1 грн. Почему нужно платить за доставку газа, если человек им не пользуется и даже счетчик опломбирован? Как пояснил старший менеджер отдела продаж Никопольского участка АО «Днепропетровскгаз» Анатолий Косенко, эти вопросы прописаны в изменениях к Кодексу газораспределительных систем. В них приведены расчеты годовой заказанной мощности с 1 октября 2018-го по 30 сентября 2019 года по 17-ти группам потребителей. Эта мощность, как и в случае пользования газом, делится на 12 месяцев и умножается на утвержденный тариф по транспортировке. Единственный способ не платить за транспортировку газа – механическое отсоединение от газовой системы, то есть нужно провести обрезку газовой трубы. К слову, эта услуга, согласно договору, платная и в зависимости от различных факторов составляет от 1,5 до 2 тыс. грн. Человек регулярно переплачивал за газ, то есть платил за большее количество кубометров газа, чем на самом деле использовал – чтобы застраховаться от возникновения долга в случае отсутствия денег. В результате ему выставили очень большую сумму за транспортировку газа. Что делать? Единственный способ доказать, что человек переплачивал, наличие контрольных показаний, которые фиксируют работники горгаза. Если таковых нет, к сожалению, ничего изменить нельзя. Почему по сравнению с другими регионами Украины в Днепропетровской области такой высокий тариф за доставку газа? В Киеве, например, всего 0,29 грн. Тарифы утверждены НКРЭКУ в зависимости от протяженности газопроводов. По каким реквизитам оплачивать? Оплату за потребленные кубометры газа нужно внести на счет, по которому вы платили ранее. А вот за доставку газа нужно оплатить по новому счету. Реквизиты: АТ «Ощадбанк» МФО 305482 ЄДРПОУ 03340920 Еще раньше газовые компании «выдумали» приведение газа к стандартным условиям. Более того, даже после отмены судом такого «новшества» коэффициент все равно начисляют. Что это за произвол? Действительно, решением суда приведение газа к стандартным условиям признано незаконным. Но сейчас дело рассматривается в апелляционном суде. Так что вопрос пока остается открытым. Отбросив эмоции, все-таки можно сделать вывод, что разделение услуги поставки и услуги транспортировки газа вроде бы и не отразилось на общей стоимости кубометра газа. Разве что немного раздражает наличие еще одной платежки. А вот механизм расчетов вызывает вопросы. Например, одна из присутствовавших на пресс-конференции в горгазе пенсионерок заявила, что благодаря экономии газа абонплата для нее будет снижена только в следующем году, до которого она может не дожить. А сейчас нужно платить, хотя пенсии и так не хватает. И этот аргумент тоже нельзя отбрасывать. Впрочем, возможно, изменения в газовой сфере на этом не закончились. 3 февраля министр энергетики и защиты окружающей среды Украины Алексей Оржель заявил на телеканале ICTV, что Кабмин и НКРЭКУ работают над созданием единой платежки за газ. По его словам, «регулятор у нас независимый, он должен обеспечить баланс интересов потребителей и отрасли, но сейчас нарабатывается, чтобы все-таки не было отдельных платежек за транспортировку и потребление газа. Чтобы это была отдельная величина, которую нужно оплатить, но не две платежки, чтобы не дразнить украинцев». Ну что же, посмотрим, как дальше будут развиваться события.
Ольга НЕТРЕБА, фото Александра КОСЕНКО. Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |