Река времени. ВОДНЫЕ ПРИСТАНИ СТАРОГО НИКОПОЛЯ Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
14.08.2018 11:40

plavni

Датой рождения Никополя принят 1639 год. Статус города он получил в 1780-м, но спустя два года статус был понижен до местечка. В архивных документах Никополь часто упоминается как город, но местечком он оставался до 1926-го. В XVIII-XIX веках, до появления пароходов и железной дороги, было два пути доставки пассажиров и грузов в Никополь и из него: по грунтовым дорогам или по реке Днепр. Через местечко Никополь проходили почтовый тракт из Екатеринослава (ныне Днепра) в Херсон и знаменитый Чумацкий шлях в Крым. Благодаря тракту получили свои названия улицы Екатеринославская (ныне ул. Никитинская) и Херсонская, а Чумацкий шлях дал имя Крымской улице (теперь ул. Шевченко). 

Первые пароходы

parohod

Пароход «Надежда», конец ХIХ века

Движение пассажиров и грузов осуществлялось и водным путём от Никополя до Александровска (Запорожья) и вниз по Днепру.

Первый пароход под названием «Луба» прибыл в Никополь 20 октября 1847 года. Он принадлежал гвардии ротмистру Лубе. В полдень на никопольской пристани собралась половина населения местечка, чтобы своими глазами увидеть это чудо промышленной революции – железный колёсный пароход, плывущий без парусов и вёсел.     После этого события в течение почти 11 лет у водной пристани Никополя не появлялся ни один пароход, только в конце апреля 1858 - го подошел пароход «Днепр». Об этом информировали «Екатеринославские губернские ведомости» от 10 мая 1858 года в № 19: «В первых числах апреля месяца получено было известие в Никополе о приходе из Одессы парохода «Днепр», принадлежащего помещику Таврической губернии г. Куликовскому. 24 апреля Никополь был извещён двумя пушечными сигнальными выстрелами о появлении на водах его нетерпеливо ожидаемого парохода. Пароход этот сорока сильный, колёсный, построен пред началом недавно бывшей кампании (Крымской войны 1854-55 гг.). Плавание его от Каховки до Никополя, отстоящей от последнего по водному пути 130 вёрст, совершено было в девять часов с грузом около 600 пудов бакалейного товара, отправленного из Одессы на имя купчихи Турбабы. 25 апреля, обогнув, по желанию малочисленной публики, в виде прогулки остров Орлов, лежащий против Никополя, и высадив своих пассажиров, пароход «Днепр» отплыл обратно в Каховку».

Май 1858 года стал началом регулярных рейсов пароходов «Русского Общества Пароходства и Торговли» (РОПиТ) на линии Александровск — Одесса. Позже перевозкой пассажиров и грузов занялись частные общества - Торговый дом «Анатра», «Общество по р. Днепру и его притокам», «Черноморско-Днепровское пароходство», «Пароходство Кумана и Шавалды» и др. С открытием пароходной навигации по Днепру перевозки, приносившие немалые доходы городской казне, купцам и предпринимателям, резко возросли. Вдоль берега реки возникли водные пристани - пассажирская, хлебная (зерновая), грузовая (лесная), лодочная. Причалы водных пристаней Никополя протянулись от Херсонского спуска до ул. Заводской (ныне Кальсина). 

Пассажирские пристани

plavni-pristan

Пассажирская пристань в Никополе, нач. ХХ века

Пассажирские водные пристани - частная и казённая были устроены справа от городского сада. К ним вела улицы Думская (Атаманская) и Днепровская (потом Антонова). Частная пристань принадлежала «Пароходству Кумана и Шавалды», а казённая — РОПиТу. 

На линии Херсон – Александровск к частной пристани подходили суда « Пароходства Кумана и Шавалды». Пароходство «Общества по реке Днепру и его притокам» обслуживало линию Никополь – Александровск (пароход «Украинец»), а также линию Никополь – Херсон (судна «Надежда» и «Елизавета»).

Казённая пристань принимала пароходы РОПиТ, на которых можно было добраться до Александровска, Херсона, Николаева и Одессы. Они имели необычные для нашего времени названия: «Брат», «Сестра», «Бойкий», «Скорый», «Проворный», «Поспешный». По воспоминаниям никопольского старожила Ивана Успенского, своё приближение к пристани частные пароходы сопровождали тонкими и пронзительными гудками, а казённые гудели густо и басовито. Это делалось для того, чтобы пассажиры могли их отличать.

Газета «Русское слово» от 26 февраля 1914 года так описывала открытие навигации по Днепру в районе Каховки: «Благодаря тёплой погоде и необыкновенно ранней весне, Днепр в истекшую уже зиму оставался подо льдом очень немного, всего 37 дней, и уже 7 февраля вскрылся у Каховки. Через несколько дней Днепр совершенно очистился ото льда; впрочем, настоящего ледохода в этом году не было, лёд прошёл незаметно. 13 февраля прибыли из Херсона два колёсных парохода частных обществ: „Орёл” и „Виктория”. Таким образом, между Херсоном и Каховкой началось правильное сообщение. Со следующего дня некоторые пароходы пошли вверх до Никополя. 20 февраля пароход „Виктория”, принадлежащий обществу „Шавалда и Ко“, пошёл первым рейсом до Александровска, имея на борту полный груз и массу пассажиров. Интересно отметить, что в то время как частные пароходы совершили уже по нескольку рейсов, Русское общество пароходства и торговли продолжает бездействовать, и пароходы его всё ещё ремонтируются то в Херсоне, то в Одессе. Кругом кипит работа, а на пристани РОПиТ всё ещё зимняя спячка».

pristan

Стоянка судов в бухте Казенная пристань, 1916 г.

В 1897-1901 годах в Никополе проводились масштабные работы по укреплению берегов от размыва их водами Днепра, особенно весенними. Вдоль берега были построены набережная (дамба) и несколько ряжей. Прямой ряж (выложенная от берега из камней дамба), каменный остров (народное название «остров Любви») и Никитин Рог образовали рукотворную бухту, именуемой Казённая пристань. По форме она была практически квадратная с размером стороны около 90 м и, судя по судам, находящихся в бухте, довольно глубокой. К Днепру с ул. Никитинской (ныне Гетманская) с высоты около 20 м спускалась деревянная лестница с площадкой для отдыха, выводящая на прямой ряж. В бухте стоял небольшой дебаркадер. В тёплое время года здесь швартовались катера «Михаил» и «Жанна», возившие пассажиров в Каменку, Знаменку, Лепетиху, Рогачик, Ушкалку и другие селения.

В холодное время года бухта служила для зимней стоянки судов, барж, дубов, лодок и пр.

После освобождения Никополя от фашистских захватчиков в 1944 году вход на пристань был устроен с улицы Запорожской. На территории пристани был разбит небольшой сквер со скамейками для отдыха. В настоящее время на месте сквера стоит трёхэтажный кирпичный жилой дом (ул. Запорожская, 10, напротив гостиницы «Родина»).

 

Леонид КОЛЕСНИК, Павел ФИРСОВ.

Продолжение следует.



 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button