Культурное наследие Никополя. Судьба храма иконы Божьей Матери «Знамение» в надежных руках Александра Ерохина Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
13.11.2018 09:53

Церковь иконы Божьей Матери «Знамение», что в историческом ареале Старой части города, вместе с храмом Рождества Пресвятой Богородицы (1812 год) и Спасо-Преображенским собором (1898-й) относится к старейшим культовым сооружениям Никополя. Ее архитектура самобытна и заметно отличается от других православных храмов города – она была единственной староверческой церковью в городе. Несмотря на тяжелую «судьбу», уцелела во времена гражданской и Великой Отечественной войн, а также гонений на религию, а в 1996 году распоряжением главы областной государственной администрации №158-р признана памятником архитектуры местного значения.

Семейный храм

nasledie-hram

Еще оштукатуренная церковь «Знамение»

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась как семейная церковь зажиточной купеческой семьи Гусевых, появившейся в местечке Никополь в середине 80-х годов ХІХ века – в те времена шло интенсивное заселение Юга Украины. На центральной улице Екатеринославской Гусевы построили два дома. В одном сегодня работает медицинский колледж (ул. Херсонская, 5), другой долгое время «служил» под краеведческий музей, а ныне заброшен и интенсивно разрушается (ул. Никитинская, 25).

В 1911 году на ул. Крымской (ныне Шевченко) купец первой гильдии Стефан (Степан) Трофимович Гусев вместе с сыновьями Тимофеем, Герасимом и Григорием начали возводить семейный храм, что, собственно, подтверждается и клеймом на деревянных балках его конструкции – «1911». Правда, существует и другая версия – церковь начали закладывать в 1908-м (источник – Спартак Шеремет «В гостях у старого Никополя»). В 1912 году в ней состоялась первая служба – эту дату и считают официальной датой открытия храма, о чем и свидетельствует надпись на входе в это культовое здание. Церковь стала единственной в регионе старообрядческой, и на богослужения в Никополь съезжались приверженцы старого обряда со всех близлежащих городов и сел.

nasledie-hram-3

Приверженцы «старого рукопожатия»

Старообрядцы в русле русской православной церкви появились в ХVІІ веке после реформы церкви патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем.

В 1653 году перед Великим постом патриарх издал от себя лично документ, называемый «Память», в котором двенадцать земных поклонов во время чтения молитвы Ефрема Сирина заменил на поясные, а также предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами вместо двух. Первое изменение противоречило богослужебному Уставу, господствующему тогда в русской церкви, второе же стало самым существенным нововведением всей реформы, и в дальнейшем именно оно будет центром всей полемики между ново- и старообрядцами. На Соборе 1656 года все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.

Но не только эти изменения послужили расколу русской церкви. Никон положил начало делу унификации обрядов московских книг по греческим и т.д. Нововведения вызвали сопротивление со стороны духовенства и монашества. Приверженцы «старого рукоположения» тотчас были репрессированы и отправлены в ссылки.

И только 17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и гласил: «Присвоить наименование «старообрядцев», взамен ныне употребляемого названия «раскольников», всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Указ дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины и т. д.

Староверы в Никополе

nasledie-hram-6

Табличка над входом в храм

Первые староверы в наших краях появились в конце ХVIII – начале XIX веков. Так, селенья Каменка и Знаменка, расположенные на левом берегу Днепра, в ряде документов этого времени напрямую именуются «старообрядческими». В Екатеринославской губернии существовали даже состоявшие исключительно из староверов артели, занимающиеся столярными работами, строительством дорог и каменных зданий.

В XIX веке в Никополе уже существовала старообрядческая община, которая собственной церкви не имела. Богослужения обычно совершались в доме старосты общины или кого-либо из ее членов. Председателем никопольской старообрядческой общины был избран Григорий Гусев.

Училище при церкви

Во время подготовки материала о единственной в Никополе старообрядческой церкви в редакцию пришло письмо от нашего постоянного соавтора Павла Фирсова. Он пишет:

– При церкви Гусевых действовало училище. У меня есть копии двух нотариально заверенных договоров от 27.08.1917 и 27.08.1918 годов, по которым Григорий Гусев сдаёт помещение училища в аренду городу. Вот текст первого (языком оригинала): «Местечко Никополь, тысяча девятьсот семнадцатого года, Августа 27 дня. Мы, нижеподписавшиеся: Председатель Никопольской Старообрядческой Общины Григорий Стефанович ГУСЕВ, с одной стороны, и Никопольский Городской Голова Яков Федорович ВЕТЧИНКИН – с другой, заключили настоящий договор в следующем:
1) Я, Гусев, отдал Никопольскому Городскому Голове училище Никопольской Старообрядческой Общины о пяти комнат, кухней, коридором и погребом под домом, находящемся в м. Никополе по Крымской улице (на церковном дворе той же Общины) сроком на один год, с 1 Сентября тысяча девятьсот семнадцатого года по 1 Сентября тысяча девятьсот восемнадцатого года, ценою за ПЯТЬСОТ СОРОК руб. в год, уплачиваемых за каждый месяц вперёд по сорок пять рублей, начиная с 1 Сентября и таким порядком каждое первое число.
Кроме того, сданы также в годичное пользование принадлежности училища, а именно ДВЕНАДЦАТЬ парт двухместных ясеневого дерева, ДВА учительских столика и одна классная доска, а всего ПЯТНАДЦАТЬ предметов по ТРИ рубля за штуку, что составляет ещё СОРОК ПЯТЬ руб., которые должны быть уплачены при подписании сего договора.
2) Все вышепоименованные предметы должны быть сохранены в целости и, кроме того, ещё вешалки на стенах 2 штуки также сохранить в целости.
3) Получение арендных денег должно производиться за подписью казначея общины Лобанова.
4) Взятое в аренду здание, по истечении арендного срока, должно быть сдано в исправности.
5) Договор сей обеими сторонами соблюдать в точности.
Подлинный договор должен находится у казначея Общины, а копия с него – у Никопольского Городского Головы».

На договоре – штамп синего цвета: Председатель Совета Никопольской Старообрядческой Общины и надпись рукой – Григорий Стефанович Гусев. Есть еще одна надпись – Никопольский Городской Голова Яков Федорович Ветчинкин. Наклеена гербовая марка в 1 руб.

Архитектура

nasledie-hram-2

Настоятель Александр Ерохин показывает ныне отреставрированную церковь

– Даже в наши дни здание церкви «Знамение» выглядит необычно, а в начале ХХ века оно и подавно выглядело диковинным, – говорит краевед Сергей Тороп. – Прямоугольное здание размером 14 х 25 метров было сложено из кирпича и покрыто белой штукатуркой. Храм венчался облегченным куполом с восьмиконечным крестом. Картографические источники свидетельствуют, что эта часть старого города уже в середине XIX века была застроена кирпичными и саманными одноэтажными домами. Поэтому купол церкви доминантой возвышался над ними.

В середине церковь не имела перегородок, а сложная конструкция потолка и купола держалась только на продольно-поперечных балках – они сохранились и сейчас. Это создавало ощущение легкости и простора. Казалось, что душа вот-вот вырвется наружу и понесется ввысь к Богу.

За более чем столетнюю историю как в самом храме, так и на его территории произошли изменения. Но первобытным остался основной кирпичный ярус, декорированный в неорусском стиле. Оконные прорези, как и прежде, имеют арочную форму и декорированы архивольтами в виде килевидных закомар. (Закомара – полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, соответствующее кривизне закрываемого свода). В первоначальном виде сохранились и кованые решетки на окнах. Аркадой кирпичных закомар декорирован и фриз здания. В свою очередь «стакан» купола выполнен в стиле неоклассики со строгими угловыми пилястрами. Макушка купола позолоченная.

В западной части храм имеет притвор (пристройка перед входом) и пятигранный алтарь, в котором симметрично находятся ризохранилище и пономарня.

nasledie-hram-5

Богослужение в храме в престольный праздник – 10 декабря

 

Окончание в следующем номере.

 

Наталья РАЗУВАЕВА.



Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button