Культурное наследие Никополя. Судьба храма иконы Божьей Матери «Знамение» в надежных руках Александра Ерохина |
![]() |
13.11.2018 09:53 |
Церковь иконы Божьей Матери «Знамение», что в историческом ареале Старой части города, вместе с храмом Рождества Пресвятой Богородицы (1812 год) и Спасо-Преображенским собором (1898-й) относится к старейшим культовым сооружениям Никополя. Ее архитектура самобытна и заметно отличается от других православных храмов города – она была единственной староверческой церковью в городе. Несмотря на тяжелую «судьбу», уцелела во времена гражданской и Великой Отечественной войн, а также гонений на религию, а в 1996 году распоряжением главы областной государственной администрации №158-р признана памятником архитектуры местного значения. Семейный храмЕще оштукатуренная церковь «Знамение» Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась как семейная церковь зажиточной купеческой семьи Гусевых, появившейся в местечке Никополь в середине 80-х годов ХІХ века – в те времена шло интенсивное заселение Юга Украины. На центральной улице Екатеринославской Гусевы построили два дома. В одном сегодня работает медицинский колледж (ул. Херсонская, 5), другой долгое время «служил» под краеведческий музей, а ныне заброшен и интенсивно разрушается (ул. Никитинская, 25). В 1911 году на ул. Крымской (ныне Шевченко) купец первой гильдии Стефан (Степан) Трофимович Гусев вместе с сыновьями Тимофеем, Герасимом и Григорием начали возводить семейный храм, что, собственно, подтверждается и клеймом на деревянных балках его конструкции – «1911». Правда, существует и другая версия – церковь начали закладывать в 1908-м (источник – Спартак Шеремет «В гостях у старого Никополя»). В 1912 году в ней состоялась первая служба – эту дату и считают официальной датой открытия храма, о чем и свидетельствует надпись на входе в это культовое здание. Церковь стала единственной в регионе старообрядческой, и на богослужения в Никополь съезжались приверженцы старого обряда со всех близлежащих городов и сел. Приверженцы «старого рукопожатия»Старообрядцы в русле русской православной церкви появились в ХVІІ веке после реформы церкви патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. В 1653 году перед Великим постом патриарх издал от себя лично документ, называемый «Память», в котором двенадцать земных поклонов во время чтения молитвы Ефрема Сирина заменил на поясные, а также предписал совершать крестное зна́мение тремя перстами вместо двух. Первое изменение противоречило богослужебному Уставу, господствующему тогда в русской церкви, второе же стало самым существенным нововведением всей реформы, и в дальнейшем именно оно будет центром всей полемики между ново- и старообрядцами. На Соборе 1656 года все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию. Но не только эти изменения послужили расколу русской церкви. Никон положил начало делу унификации обрядов московских книг по греческим и т.д. Нововведения вызвали сопротивление со стороны духовенства и монашества. Приверженцы «старого рукоположения» тотчас были репрессированы и отправлены в ссылки. И только 17 апреля 1905 года был дан Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который, в числе прочего, отменял законодательные ограничения в отношении староверов и гласил: «Присвоить наименование «старообрядцев», взамен ныне употребляемого названия «раскольников», всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют своё богослужение по старопечатным книгам». Указ дал старообрядцам возможность открыто устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, организовывать общины и т. д. Староверы в НикополеТабличка над входом в храм Первые староверы в наших краях появились в конце ХVIII – начале XIX веков. Так, селенья Каменка и Знаменка, расположенные на левом берегу Днепра, в ряде документов этого времени напрямую именуются «старообрядческими». В Екатеринославской губернии существовали даже состоявшие исключительно из староверов артели, занимающиеся столярными работами, строительством дорог и каменных зданий. В XIX веке в Никополе уже существовала старообрядческая община, которая собственной церкви не имела. Богослужения обычно совершались в доме старосты общины или кого-либо из ее членов. Председателем никопольской старообрядческой общины был избран Григорий Гусев. Училище при церквиВо время подготовки материала о единственной в Никополе старообрядческой церкви в редакцию пришло письмо от нашего постоянного соавтора Павла Фирсова. Он пишет: – При церкви Гусевых действовало училище. У меня есть копии двух нотариально заверенных договоров от 27.08.1917 и 27.08.1918 годов, по которым Григорий Гусев сдаёт помещение училища в аренду городу. Вот текст первого (языком оригинала): «Местечко Никополь, тысяча девятьсот семнадцатого года, Августа 27 дня. Мы, нижеподписавшиеся: Председатель Никопольской Старообрядческой Общины Григорий Стефанович ГУСЕВ, с одной стороны, и Никопольский Городской Голова Яков Федорович ВЕТЧИНКИН – с другой, заключили настоящий договор в следующем: На договоре – штамп синего цвета: Председатель Совета Никопольской Старообрядческой Общины и надпись рукой – Григорий Стефанович Гусев. Есть еще одна надпись – Никопольский Городской Голова Яков Федорович Ветчинкин. Наклеена гербовая марка в 1 руб. АрхитектураНастоятель Александр Ерохин показывает ныне отреставрированную церковь – Даже в наши дни здание церкви «Знамение» выглядит необычно, а в начале ХХ века оно и подавно выглядело диковинным, – говорит краевед Сергей Тороп. – Прямоугольное здание размером 14 х 25 метров было сложено из кирпича и покрыто белой штукатуркой. Храм венчался облегченным куполом с восьмиконечным крестом. Картографические источники свидетельствуют, что эта часть старого города уже в середине XIX века была застроена кирпичными и саманными одноэтажными домами. Поэтому купол церкви доминантой возвышался над ними. В середине церковь не имела перегородок, а сложная конструкция потолка и купола держалась только на продольно-поперечных балках – они сохранились и сейчас. Это создавало ощущение легкости и простора. Казалось, что душа вот-вот вырвется наружу и понесется ввысь к Богу. За более чем столетнюю историю как в самом храме, так и на его территории произошли изменения. Но первобытным остался основной кирпичный ярус, декорированный в неорусском стиле. Оконные прорези, как и прежде, имеют арочную форму и декорированы архивольтами в виде килевидных закомар. (Закомара – полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, соответствующее кривизне закрываемого свода). В первоначальном виде сохранились и кованые решетки на окнах. Аркадой кирпичных закомар декорирован и фриз здания. В свою очередь «стакан» купола выполнен в стиле неоклассики со строгими угловыми пилястрами. Макушка купола позолоченная. В западной части храм имеет притвор (пристройка перед входом) и пятигранный алтарь, в котором симметрично находятся ризохранилище и пономарня. Богослужение в храме в престольный праздник – 10 декабря
Окончание в следующем номере.
Наталья РАЗУВАЕВА. Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |