Дата. ТА ЗАВОДСКАЯ ПРОХОДНАЯ, ЧТО В ЛЮДИ ВЫВЕЛА МЕНЯ Печать
Рейтинг статьи: / 1
ХудшийЛучший 
27.09.2019 11:15

17 сентября 2019 года последнему директору металлургического гиганта - Никопольского Южнотрубного завода - исполнилось бы 80 лет

zavod-kuzenko-2

Александр Куценко (в центре)

Александр Иванович Куценко потомственный металлург. Его отец Иван Степанович работал на заводе более 40 лет. Иван Степанович – Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР, кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени, награжден многими медалями, Почетный гражданин города Никополя.

Трудовой стаж Петра Иванович Куценко – брата Александра Ивановича – на Южнотрубном заводе составляет 55 лет. Он прошел путь от простого рабочего до директора завода, Лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами и медалями, кандидат технических наук, инвалид Великой Отечественной войны.

Александр Иванович Куценко возглавил ЮТЗ в 1987 году, когда экономика вступила в кризисную полосу. А развал Советского Союза привел к сокращению металлургической продукции Украины. Спрос на трубную продукцию на рынках Украины и стран СНГ уменьшался с каждым годом, но завод продолжал «держаться», сохраняя за собой культурно-бытовую сферу.

zavod-kuzenko

Александр Куценко с женой Верой

Валерий Петрович Крыхта бок-о-бок проработал с Александром Ивановичем 12 лет.

- Когда коллегия МЧМ СССР утвердила Александра Ивановича Куценко директором завода, а я стал главным инженером, - вспоминает Валерий Петрович. – Время было очень сложное, возникли трудности с выплатой заработной платы. В ту пору на заводе работало 22 тысячи человек, мы понимали, что с уменьшением количества продаваемой продукции, необходимо было сокращать тысяч десять. Но Александр Иванович ни в какую на это не соглашался. Он сказал мне, что бороться будем до последнего, будем менять трубы на товары, искать любые пути для сохранения кадрового потенциала. Александр Иванович всегда говорил: «У нас городок небольшой. Куда люди пойдут работать? Как станут кормить семьи? Мы это обязательно переживем».

Да и как было не болеть за родной завод, ведь в его трудовой книжке была только одна запись: Никопольский Южнотрубный завод. Начинал в 1956 году с ученика труборезчика, потом был бригадиром, мастером, начальником участка, начальником цеха, начальником производственного отдела, главным инженером и директором завода. А с 1987 по 1999 годы Александр Иванович – генеральный директор ЮТЗ. Пройдя путь от станка до директора завода, он как нельзя лучше, понимал нужды и беды простых рабочих. А когда стал директором завода, не дистанцировался от заводчан – принимал участие в планерках, часто посещал цеха, всегда внимательно выслушивал трубников и помогал, если это было в его силах. И рабочие за человечность и заботу платили директору сполна – они его очень уважали, верили в его силы и никогда не подводили.

Все, кто работал рядом с Александром Ивановичем,
считают самым главным его качеством
- это преданность родному заводу

И Родина не забывала об Александре Куценко. Почетный металлург Украины, лауреат премии Совета Министров СССР, академик Академии инженерных наук, кавалер орденов «Знак Почета», Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, награжден «Почесною відзнакою Президента України», Почетный гражданин г. Никополя.

В 1989 году Александр Куценко стал крестным отцом ООО «НПО «Трубосталь», поддержав идею Александра Фельдмана о создании уникального предприятия.

- Мы вместе с Геннадием Каганским и Сергея Мордынским предложили создать на базе родного ЮТЗ научно-исследовательское подразделение, но с наличием своих мощностей, чтобы новые технологии можно было «тиражировать» на другие заводы. Так с легкой руки Александра Ивановича «Трубосталь» работает уже 30 лет. Для меня Александр Иванович Куценко всегда останется удивительным человеком, мудрейшим руководителем и организатором. Не зря мы его между собой называли «генералом». В 6.30 утра он уже был на работе. Директор знал все, что происходит в каждом из 56-ти структурных подразделений, провести его было практически невозможно, потому что он досконально знал все технологические тонкости и всегда мог проверить, правильно ли его информируют о состоянии дел, говорит Александр Исаакович.

Все, кто работал рядом с Александром Ивановичем, считают самым главным его качеством - это преданность родному заводу, поэтому, когда Александр Иванович понял, что нет надлежащей загрузки производства, он дал указание главному инженеру Валерию Крыхте потихонечку консервировать завод, надеясь в более благоприятное время вернуть ему былые мощности.

zavod

На заводе в ту пору работало 22 тысячи человек

Но не пришлось… Над Никопольским Южнотрубным заводом навис «призрак» реструктуризации. Александр Иванович очень болезненно воспринял эту новость. Он никак не мог смириться с тем, что его родной завод, на котором работали его отец и брат, будут «рвать» на части. Нервные нагрузки дали о себе знать. 2 февраля 1999 года смерть настигла Александра Куценко в рабочем кабинете.

Он много из запланированного не успел сделать. Но навсегда вошел в историю родного города как человек, который жил интересами державы и ради нее. Для него завод был второй семьей, которую он любил и берег.

И самое печальное, что, несмотря на то, что со дня смерти Александра Куценко прошло уже 20 лет, различные слухи, домыслы и версии о причинах смерти выдвигаются и сейчас. Мы не будем все их перечислять. Скажем только, что недавно в одной из городских газет была опубликована статья о скандальных историях Никопольщины, в которой автор рассказал о «загадочной» смерти директора ЮТЗ Александра Куценко, написав, что «тело гендиректора Куценко встревоженная охрана обнаружит лишь через пару часов».

Редакция обратилась к человеку, все годы директорства Александра Куценко, находившегося рядом с ним – Валерию Петровичу Крыхте - с просьбой рассказать как это произошло на самом деле.

- Чтобы знать правду, надо знать систему работы на заводе в тот период, - говорит Валерий Петрович. – Тогда руководители высокого ранга себе не принадлежали. Мобильных телефонов не было, и Александр Иванович, и я постоянно сообщали диспетчеру завода, где мы находимся, потому что в любое время могли позвонить из Министерства черной металлургии, и мы должны быть всегда на связи. Кроме того, в случае серьезного ЧП на заводе по инструкции необходимо принять меры безопасности и сохранить все на месте происшествия до приезда руководителя неизменным. А руководитель должен был прибыть в течение 15-20 минут. В тот роковой день, 2 февраля, Александр Иванович вечером после окончания рабочего дня приехал из Днепропетровска и зашел в свой кабинет. В диспетчерской уже знали, что он вернулся на завод. Через 15 минут оператор Людмила Кристаль (фамилию очень точно не помню – прим. Авт.) зашла в кабинет к директору с каким-то докладом. Она увидела Александра Ивановича лежащим на полу в комнате отдыха. Поскольку у директора завода и главного инженера из дому была прямая связь с диспетчерской завода, Людмила в первую очередь позвонила мне. Я сразу дал команду вызвать скорую помощь и поставить охрану к кабинету Александра Ивановича, а также срочно прислать за мной машину. Приехал через 15 минут, практически вместе со скорой помощью. Скорая и констатировала смерть Александра Куценко. Также в срочном порядке вызвал прокурора и начальника милиции. Кабинет директора завода после следственных действий был опечатан и так простоял вплоть до прихода на завод Александра Неустроева. Так что в течение 30 минут были приняты меры в такой чрезвычайной ситуации.

17 сентября 2019 года Александру Ивановичу Куценко исполнилось бы 80 лет. Для заводчан-трубников он и сейчас является примером честного, самоотверженного и преданного своему делу и родному городу человеком. Очень хочется, чтобы светлые воспоминания не омрачали ничего не имеющие общего с правдой версии о трагическом уходе Александра Куценко.

 

Елена АНДРЕЕВА.

 

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку.

AddThis Social Bookmark Button