Граница на замке... Часть 3 Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
14.03.2011 06:54

«Послабления

купцам»

В XVIII веке вместо хорошо знакомого нам слова «льготы» нередко использовались термины «послабления» и «облегчения». В чем они выражались купцам, которые следовали со своими товарами через Никитинскую таможню? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к специальной инструкции того времени: «На все привозимые к портам Черного моря (к ним в 1776–1779 годах была отнесена и Никитинская таможня – Авт.) турецкие, ливанские, греческие, а отсюда туда вывозимые российские продукты, товары для поощрения к торгу уменьшено пошлины против ныне действующего С.-Петербургского тарифа четвертою долею. С привоза турецких с золотом и серебром материй положено пошлина с весу против тарифа 1757 года двумя третями менее, а равным образом поступлено и с прочими шелковыми материями без золота и серебра». Из документа следует, что пошлины в южных (черноморских) портах стали на 25–75% ниже, чем в северных (балтийских). Безусловно, эти меры способствовали развитию торговли в новых землях и многократному возрастанию объема товаров, перевозимых по Днепру и Черному морю.

Многим российским купцам стало гораздо выгоднее вывозить свои товары через южные, чем через балтийские порты. В 1776 году были сделаны и другие значительные «послабления» купцам, «дабы для мореплавания свои суда заводить могли». Так, с 1777 года купцы из Российской империи, провозившие на Никитинскую таможню товары на собственных кораблях, пользовались особыми льготами.

А ведь ещё совсем недавно перевозить свои товары по Днепру и Черному морю было не просто рискованно, но даже опасно. Вспомните, как крымский хан и турецкий султан противились переносу Сечи и учреждению таможни на Никитинской переправе. В жалобе, направленной купцами правительству 3 сентября 1763 года, значилось: «Хан Крымский не только из Царьграда с товарами судов до Сечи не пропускает, но и оттуда до Царьграда и до Очакова провоз товаров вовсе запретил, и отвезенные товары в Очакове и Кинбурне при берегах сбросить велел, не допуская взять оные на суда для отвоза в Царьград, которые, будучи сброшены и без покрышки при берегах лёжа, от бывших дождей вовсе пропали к крайнему убытку и разорению торгующих купцов, а к большему ещё их изнурению новые ныне в Крыму немалые собираются пошлины и другие необыкновенные расходы вымогаются, что, видя, купцы принуждены совсем коммерцию свою свернуть».

После ознакомления с этой жалобой становится понятно, почему купцы прежде неохотно решались перевозить свои товары вниз по Днепру. Никитинская переправа была для крымского хана словно кость в горле, а сообщения об учреждении на ней таможни и подавно доводили его до приступов бешенства. Ещё бы, ведь он имел свои планы, о которых сообщал в донесениях консул Никифоров. Крымский хан добивался, чтобы купцы с товарами следовали не по Днепру, а через Перекопскую башню, где с них взимались немалые пошлины. Далее им разрешалось следовать в Турцию, однако на обратном пути дозволялось вести товары только до Очакова, где они перегружались на местные лодки и «теми лодками к сторонам запорожским перевозились бы; а в обратном их пути из Запорожья на те лодки паки товаров не нагружать, но порожние возвращались бы».

Реализация этого плана принесла бы хану невиданную прибыль и пустила бы по миру многих купцов, доведя их до полного разорения. После войны 1768–1774 годов, в которой Турция потерпела сокрушительное поражение, план хана рухнул, расшатав трон бахчисарайского владыки. Все больше купцов и торговых судов следовали вниз по Днепру, а не через Перекопскую башню. Собирать там пошлину и другие кабальные «необыкновенные расходы» вскоре вообще стало не с кого! Введение правительством Российской империи низких пошлин в южных губерниях и прочие «послабления» купцам, развернувшееся интенсивное строительство новых удобных портов и гаваней, учреждение по Нижнему Днепру и побережью Черного моря целой сети таможен, среди которых была и Никитинская, окончательно добило экономику Крымского ханства, как и остатки влияния на него Османской Порты. Хан Девлет-Гирей (сторонник Турции) был свергнут с престола и отплыл в Стамбул. Османская Порта была вынуждена вновь подтвердить условия Кючук-Кайнарджийского мира и обязалась «более купцам в Черном и Белом (Мраморном – Авт.) морях препятствий никаких не чинить…»

Надо сказать, в те годы были сделаны решительные шаги, направленные на развитие купечества и всестороннюю поддержку народной инициативы и предприимчивости. Купцы получили от Екатерины II жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте, они были разделены на три гильдии. К первой гильдии были отнесены купцы, владевшие капиталом не менее 10 тыс. рублей. Они получали право оптовой торговли как на территории Российской империи, так и за границей, а также право строить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тыс. рублей. Они получали право оптовой и розничной торговли во всех губерниях Российской империи (в южных для них были предусмотрены дополнительные привилегии). Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тыс. рублей. Данная категория имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий «высочайшим повелением» были освобождены от подушной подати (вместо неё они платили 1% с объявленного капитала), а также от личной рекрутской повинности. Более того, купцам первой гильдии, пожелавшим открыть свои заводы и фабрики в Новороссийской и Азовской губерниях, была обещана поддержка на государственном уровне.

Если при Петре I, Анне Иоанновне, Елизавете I существовали значительные ограничения и стеснялась свобода торговли, то при Екатерине II была ликвидирована необходимость получения «разрешительных указов на открытие нового предприятия, и устройство всякого рода промышленных заведений объявлено совершенно свободным для всех». Императрица отменила все ограничения, объявив, что теперь «всем подданным нашим к заведениям станов и рукоделий столь беспредельная от нас дана свобода, что не стесняются они уже ни частым на то испрошением дозволения, ни надзиранием за делом рук их, где собственная каждого польза есть лучшее и надежнейшее поощрение».

ship

Следующим очень важным шагом, способствующим развитию торговли и промышленности, стало объявление об уничтожении монополий («за вредни») и введение полной свободы торговли («всякому торгу быть надлежит»). Купцы просто не могли не ощутить этих позитивных изменений – торговля и промышленность в южных губерниях развивалась особенно быстро. Некоторые исследователи не без основания полагают, что данные процессы с полным правом можно назвать самой настоящей промышленной революцией. Один из купцов, посетивший в 1777 году Никитинскую таможню, не без радости отмечал: «В среду же со своим товаром без задержек и опасностей, кои в прежние годы не раз имели место, многия убытки и досады причиняя, благополучно прибыл по Днепру в Никитино. Обхождением и вниманием, оказанными мне сей командою при Никитине (имеются в виду служащие Никитинской таможни – Авт.), весьма многодоволен остался. Суда, полные товарами турецкими, армянскими, греческими и прочими, видеть доводилось, с тканями узорными разными, во множестве всяких фруктов и рыбы».

В специальной инструкции, поступившей на все южные порты и таможни в 1778 году, служащим указывалось, что «с купцами предельно любезными быть надлежит». Не допускались всевозможные незаконные поборы, а сотрудников, лишь заподозренных в совершении подобных деяний, с позором изгоняли со службы. Как свидетельствуют документы второй половины 70-х годов XVIII века, отечественные и зарубежные купцы были удовлетворены слаженной работой сотрудников всех учрежденных по Днепру и побережью Черного моря таможен. Серьёзных жалоб на таможенников не поступало…

Переезд в Херсон

Ежегодно Никитинская таможня сдавала губернатору и генерал-губернатору отчеты о своей работе. Перечень и форму всех необходимых документов составлял и утверждал обер-директор, непосредственно руководивший работой всех находившихся в губернии таможен. В подготовленных для отчета документах необходимо было указывать сведения о сборах пошлины, полученной прибыли и расходах, движении, количестве и видах товаров и т. д. Существовал также особый перечень отчетной документации, которая отправлялась в Санкт-Петербург и предназначалась для Коммерц-коллегии. Этот орган был учрежден еще Петром I в 1718 году и ведал всеми торговыми делами страны. Присланным с Никитинской таможни документам уделялось большое значение, ведь она, напомню, наряду с Таганрогской и Миргородской, принадлежала к числу главных южных приграничных таможен. На основании полученных документов Коммерц-коллегия составляла общеимперские статистические ведомости о товарообороте, сборах пошлин и налогов.

Последним годом, за который Никитинская таможня отправляла отчетную документацию в Коммерц-коллегию, был 1778. Изучение этих документов дает очень ценные сведения о работе таможенных учреждений и развитии торговли во второй половине 70-х годов XVIII века. Судя по ним, прибыль, получаемая Никитинской таможней, была очень большой. Так, только за последние 8 месяцев 1776 года она составляла 28 226 рублей, что в 9 раз (!) превышало доходы Керченской таможенной заставы, в 7 раз – Еникальской и Петровской таможен, в 2,4 раза – таможни, находившейся в Александровской крепости (в районе современного города Запорожье). В 1779 году во всех новых землях полным ходом развернулось интенсивное строительство портов и крепостей, новых селений и целых городов. Ещё совсем недавно малолюдный, а местами практически ненаселённый край изменился до неузнаваемости. Вывоз товаров через причерноморские порты давал сумму, о которой лет пять назад невозможно было даже мечтать – почти 500 тыс. рублей! Почти 50% в этом импорте составляла доля пшеницы. Вплоть до 1774 года крестьяне в южных губерниях сеяли её «столько, сколько кому по его семейству на пропитание до новой жатвы стать может».

В документах XVIII века несложно найти объяснение данного явления: «Никакой иной причины им не предвидится, кроме того, что они не имеют способа, куда оный с прибылью отпускать, потому что в близости сих стран никакого порта нет». После войны 1768–1774 годов ситуация в корне изменилась – купеческие суда могли теперь свободно плавать по Нижнему Днепру и Черному морю, полным ходом строились и порты. Теперь крестьянам стало уже недостаточно сеять хлеб только для собственных потребностей, ибо уже появилась возможность «оный с прибылью отпускать». Позиции Османской Порты в регионе продолжали ослабевать, а от раздираемых внутренними противоречиями некогда грозного Крымского ханства осталась лишь бледная тень. Смещение границ на юг закономерно привело к переносу на новые рубежи застав и таможен.

В 1779 году Никитинская таможня была переведена в Херсон и получила статус портовой таможни. Судьба её служащих сложилась по-разному. Одни из них (доктор Андрей Боршто) остались в СлавянскеНикополе, другие продолжили службу на новом месте. Так, комарист Федор Наумов стал пакгаузным инспектором. Некоторые из бывших служащих Никитинской таможни приняли участие в новой русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Даже переведенная в Херсон таможня еще длительное время продолжала называться Никитинской. Она стала её приемницей! Несмотря на короткий период своего существования (1776–1779 гг.), Никитинская таможня оставила довольно яркий след в истории нашего края. Благодаря полученным доходам удалось выделить дополнительные средства для строительства новых портов и крепостей (того же Херсона), проведения военной реформы, без которой были бы немыслимы блестящие победы, одержанные под стенами Очакова и Измаила. Неоценимым оказался и накопленный опыт борьбы с опасными эпидемиями на южных рубежах. Был дан новый толчок развитию Славянска-Никополя. Даже после переезда таможни в Херсон он отнюдь не потерял статус крупнейшего торгового и транзитного центра, чему способствовало его выгодное географическое положение. И лично мне кажется, что на современном этапе мы ещё не научились использовать его сполна…

 

Сергей ТОРОП.

 

Граница на замке... Часть 2

Граница на замке... Часть 1

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в почтовых отделениях, а также приобретайте по вторникам и четвергам во всех местах продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button