День памяти и скорби. Двадцать второго июня, ровно в четыре часа Киев бомбили… |
![]() |
22.06.2020 21:07 |
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – небывалая в истории человечества по своим масштабам и ожесточенности битв советского народа против гитлеровского нацизма, которая являлась основной составляющей Второй мировой войны. В блицкриг, т. е. молниеносную войну, верил не только Гитлер. Американские военные эксперты предсказывали, что СССР продержится не более трех месяцев, премьер-министра Англии Уинстона Черчилля штабисты засыпали прогнозами: «Через шесть недель Вермахт решит проблемы России», так военные успехи Гитлера в Европе их впечатляли. Тыловики Вермахта даже не позаботились о зимних шинелях и другой теплой одежде в расчете на блицкриг, поэтому в 30-35 градусные зимние морозы гитлеровцы замерзали в окопах. Кроме того, значительно затруднило воплощение плана Барбаросса (кодовое название молниеносной войны против СССР – прим. Ред.) передвижение по железной дороге. Ширина железнодорожной колеи в СССР 152,4 см, в Западной Европе, США и Канаде – 143,5 см (разница составляла – 8,9 см). Немцам приходилось в срочном порядке либо прокладывать новые железнодорожные полотна, либо перегружать грузы в наши вагоны. А беспримерный героизм и мужество советских солдат и офицеров решили исход этой войны, которая продолжалась 1418 дней и ночей. Разрушенный во время войны Крещатик Из сохранившихся писем и документов нам известно как выглядел 1941 год глазами немцев. Вот выдержки некоторых из них.
В этот героический и скорбный июньский день традиционно городские власти, ветераны, духовенство и жители города приходят к монументу Славы, чтобы возложить цветы в память о великом подвиге наших соотечественников.
Валерий КУЗЬМЕНКО, подполковник в отставке, член Никопольского городского совета ветеранов, смотритель музея НПТЗ. Владимир РЕЗНИК Я хочу поклониться В сорок первом тревожном, в сорок первом набатном Собирались – мальчишки, уходили – солдаты, По проселкам, в молочном тумане рассветном, По нескошенным нивам, усеянным пеплом.
У калиток скрипучих, на дощатых мосточках Провожали их матери в черных платочках И, слезу утирая, украдкой крестили: - Возвращайтесь сыночки, возвращайтесь живыми.
В ковылях под Херсоном, в полесских болотах До последней гранаты, до последнего вздоха, Чтоб над павшим Берлином взметнулось, как пламя, Опаленное в битвах гвардейское знамя.
Зачастую могилы им поротно копали, Даже эти могилы сосчитаешь едва ли, А над нами березы, а над нами рябины, А над нами старушек голубые седины.
Я хочу поклониться всем погибшим солдатам, Тем, что в бой за Отчизну уходили когда-то, Что меня заслонили от черной лавины, Я хочу поклониться поредевшим сединам.
В каждом вздохе ребенка, в каждом вздохе любимой Существуете вы и живете незримо И на вечную память в металле отлито: «Никто не забыт и ничто не забыто».
1965 год, г. Никополь.
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку. |