Актуальная проблема. Как здоровье, ученик? Преемственность физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Продолжение. Начало в №№ 11–14, 16, 18, 20–23 |
![]() |
20.06.2019 13:04 |
Продолжение. Начало в №№ 11–14, 16, 18, 20–23
Работая в педагогическом колледже более 40 лет, я заинтересовался преемственностью воспитания и обучения дошкольников и младших школьников, поскольку многие годы преподавал дисциплину «Теория и методика физического воспитания». А как известно, мы готовим в колледже младших специалистов дошкольного и начального образования. В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого. Преемственность, по мнению Яна Коменского, органически связана с принципами постепенности и систематичности в обучении и воспитании детей. Ушинский считал преемственность частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека. Известный педагог Антон Макаренко придавал особое значение вопросам преемственности в воспитании и разработал такие её формы, как создание перспективы завтрашней радости, передача традиций старших младшим. Начальные классы, как особое звено системы обучения и воспитания детей¸ обращено с одной стороны к дошкольным учреждениям, а с другой стороны – к среднему звену школы – 5-м классам. Системный характер функциональных отклонений в здоровье младших школьников способствует понижению выносливости, повышению утомляемости детей, а также нарушениям в их физическом и функциональном развитии. Итогом отмеченого обстоятельства является нарушение осанки, сердечно-сосудистые и нервно-психические фисфункции. Анализируемая проблема резко обостряется на современном этапе в связи с дальнейшей интенсификацией учебного процесса. Попытки введения различных форм организации двигательной активности в учебном процессе младших школьников и увеличения их продолжительности принимались неоднократно, но сложившаяся система школьного обучения, ориентированная в основном на успеваемость школьников, рассматривает двигательную активность в структуре урока как ограничивающую и отнимающую время, необходимое для умственной работы. Поэтому применение различных форм двигательной активности в начальной школе носит бессистемный, даже спонтанный характер. Характерная черта работы учителей младших классов – многопредметность. В классе работает один учитель, который ведёт все предметы, и ему хорошо известен весь программный материал начальной школы. В этой ситуации легко определить, какие предметы могут временно дополнять учебный материал друг друга. Эта специфика открывает широкие возможности для осуществления межпредметных связей. Ещё Ян Коменский говорил: «Всё, имеющее связь, преподавать во взаимной связи». Если в учебном процессе будут использованы формы преемственности и перспективности в обучении и воспитании дошкольников и младших школьников, а также реализованы межпредметные связи с необходимым дидактическим обеспечением (дидактические подвижные игры и упражнения на уроках физической культуры в начальных классах, физкультминутки и физкультпаузы), то эффективность учебного процесса значительно повысится, так как это будет способствовать повышению качества жизни детей младшего школьного возраста (что особенно важно, поскольку к моменту поступления в школу немалая часть детей уже имеет значительное отставание в своём физическом развитии), а также закреплению знаний по другим предметам.
Продолжение следует…
Валерий БЕНЬКО,
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку. |