Река времени. Анатра и губернатор, Лендер и хромые свиньи, или Кое-что об истории никопольских дорог Печать
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
17.02.2020 15:10

Всякий путешественник XIX века, желающий попасть из Екатеринослава в Херсон, Одессу или Севастополь, должен был непременно проехать через местечко Никополь – утопающий в зелени фруктовых садов уютный городок на берегу Днепра. Между губернским городом и Никополем на протяжении 70 вёрст лежали знаменитые Днепровские пороги – множество торчащих из воды высоких гранитных и кварцевых скал, с быстринами и перепадами, делающих судоходство в этой части реки крайне опасным. Здесь сплавляли плоты с различными грузами, да изредка отваживались спускаться небольшие грузовые лодки, ведомые опытными лоцманами. Нередко такие сплавы оканчивались трагедиями, когда и матросы, и грузы навсегда исчезали в бурлящих водах среди порогов.

chumaki

Через Никополь пролегал Чумацкий шлях (Картина И. Айвазовского «Чумаки на отдыхе»)

До открытия в 1873 году железнодорожного сообщения между Екатеринославом и Александровском (современными Днепром и Запорожьем) путешественники вынуждены были добираться из Екатеринослава в Никополь по Херсонскому почтовому тракту. Дорога занимала целых 12 часов, и это в сухую погоду! Вот как описал это путешествие в 1865 году К. Жуков в своей книге «Заметки в пути на южный берег Крыма: «В 4 часа пополудни пароход останавливается у г. Екатеринослава. Отсюда переезд до Никополя сухим путём, потому что на этом пространстве пороги на Днепре не позволяют продолжать плаванье… Надобно было взять билеты в дилижанс, чтобы следовать до Никополя. Дилижанс имеет шесть мест 1-го класса, столько же 2-го и два места 3-го класса. Содержит его какой-то итальянец, под покровительством Русского Общества Пароходства, и очень исправно доставляет пассажиров в Никополь, откуда продолжается плавание по Днепру на пароходе этого же пароходного Общества. Дилижанс переезжает пространство в 110 вёрст. Места в этом огромном экипаже довольно удобны, хотя и можно назвать их, как назвал один из наших спутников, компактными. Выезжая из Екатеринослава в 9 часов утра, дилижанс приезжает в Никополь в те же часы вечером, если дожди не портят дороги. На этом пути вы чувствуете под собой гладкую, привольную степь. Какой простор перед вами; как приятно отдыхают глаза на бесконечной зелени. Солнце начинает заходить и окрашивает даль красноватым цветом, отблеск которого рисует перед вами длинные нити телег, движимых мерно невозмутимыми волами, под управлением невозмутимых чумаков. Ещё несколько расстояния, и перед вами чумаки на покое. Свет закатившегося солнца сменяется светом от разложенных чумаками здесь и там костров. Вы видите строго-добрые лица рослых чумаков, варящих кашу, или где-нибудь группу цыган, прикочевавших сюда в бесцельном своём странствии. Какое-то невыразимое спокойствие налетает на душу. Спутники менее говорят, как бы под влиянием впечатления; а между тем южная ночь распространяет свою ароматную мглу и нежит. Ни малейшего шума в воздухе».

anatra

Анжело Анатра

Владельца дилижанса, о котором говорит путешественник Жуков в своём повествовании, звали Анжело Анатра. В 1830 году Анжело, бедный моряк с острова Сицилия, впервые увидел с борта итальянского торгового судна красавицу Одессу. В ту пору Одесса расцветала, превращаясь в главный порт хлеботорговли Российской империи. Многие итальянцы стремительно богатели, закупая здесь зерно в невиданных объёмах и продавая его на своей родине с огромной прибылью. Молодой Анатра быстро смекнул, что в Одесском порту не хватает плавсредств для перевозки хлеба из доков на иностранные суда. Тогда он организовал строительство для этих целей небольших кораблей, а, разбогатев на перевозках, занялся и хлебной торговлей. Спустя несколько лет Анжело Анатра получил российское подданство и стал одесским купцом. Это позволило ему существенно расширить торговые операции. Анатра открыл в Никополе транспортную контору, занимающуюся перевозкой багажа и пассажиров из Екатеринослава в Херсон и Одессу посредством собственного дилижанса и кораблей «Русского общества пароходства и торговли». Главным продолжателем дела Анжело Анатры стал его сын, тоже по имени Анжело. Окончив в Палермо шкиперскую школу, молодой капитан вместе с тремя братьями занялся успешной торговлей, плавая между Одессой и итальянскими городами. Накопив достаточный капитал, братья открыли в Одессе собственную судоходную компанию. В 1867 году Анжело и Варфоломеем Анжоловичами был учреждён Торговый дом Анатра, который в скором времени стал одним из крупнейших частных пароходств на Чёрном море. Торговый дом одновременно занимался банковскими операциями и производством муки, для чего в Одессе на Пересыпи была построена большая паровая мельница. Муку для мельницы Анатра закупали на никопольских ярмарках и перевозили её уже на собственных, а не арендованных пароходах, что существенно увеличивало получаемую прибыль. В Никополе Варфоломею Анатре принадлежал участок земли по Довгалёвской улице, между пивзаводом Штекеля и мельницей Зименса. Судя по сохранившейся фотографии начала ХХ века, на участке был построен большой двухэтажный дом. Здесь же, на берегу Днепра, находилась грузовая пароходная пристань братьев Анатра.

lender

Путешественник Николай Лендер

А вот как описывал свои впечатления от Никополя путешественник Лендер, побывавший в нашем городе летом 1892 года: «Никополь – один из типичнейших уголков юга. На первый взгляд, это большое неуклюжее село с пыльными улицами, с никогда не высыхающими лужами, с массами свиней, задумчиво бродящими по всем площадям, село, лишённое всяких признаков какого-либо благоустройства, всяких городских особенностей, но приглядитесь поближе и среди всей этой патриархальной обстановки вы заметите много совершенно неожиданного. Тут, например, кроме своей «Европы» с рестораном и биллиардом, имеются свой театр и конкурирующий с ним цирк с «полным составом современных артистов и артисток и всемирно известными сальто-морталистами», сад «Кинь-Грусть» и несколько фотографий. Сказывается стремление жить совсем на городской лад и обставлять себя разными баловствами. Здесь можно ещё потонуть в грязи, по ночам можно разбить себе лоб в этой беспросветной тьме, но здесь вместе с тем можно увидать последнюю новинку Александринского театра, наслаждаться лицезрением «бесконкурентного конькобежца», тонкостями «европейской» кухни и «отделкой ролей» местных служителей искусства… Никополь – город бесподобных жанровых картинок. Даже хромые свиньи, не привыкшие, очевидно, к местным мостовым, выдают неблагоустройство».

Появлением у себя первой мощёной дороги Никополь обязан забавному происшествию, случившемуся с екатеринославским губернатором Владимиром Карловичем Шлиппе. Этот деятельный губернатор, немец по происхождению, немало сделал для благополучия и процветания нашего родного края. Осенью 1892 года Шлиппе отправился в конном экипаже по служебным делам, следуя почтовым трактом из Екатеринослава в Херсон. В то далёкое время дорога эта представляла собой хорошо слежавшуюся грязь. Губернатор так описывал свои дорожные впечатления: «Езда в ненастное время года по почтовым дорогам в степях представляется довольно сносною и возможною, так как постоянные ветры скоро подсушивают дороги». Всё шло хорошо до тех самых пор, пока губернаторская карета не въехала в Никополь. Здесь она угодила в такую непролазную грязь, что напрочь застряла посреди улицы. Незадачливому губернатору ничего не оставалось, как обратиться за помощью к местным жителям, которые в конце концов вытащили увязший в грязи экипаж. Вернувшись в Екатеринослав и находясь под впечатлением от поездки, губернатор отправил в Губернскую Земскую Управу предложение, в котором указывал на необходимость замостить те части почтовых трактов, которые проходят через селения: «Признавая невозможным осуществить это во всех селениях губернии сразу, я нахожу положительно необходимым приступить к замощению постепенно, начиная с местечка Никополя, так как через него проходит особенно оживлённый тракт». Шлиппе подчеркнул, что Никополь, как один из важнейших центров торговли, «имеет первенствующее значение» и потому должен быть замощён в первую очередь.

shlippe

Екатеринославский губернатор Владимир Шлиппе

После обращения губернатора в Никополь отправилась специальная комиссия Екатеринославской Уездной Управы для оценки масштаба необходимых работ. На устройство мостовой, по смете техника Управы инженера Л. А. Бродницкого, необходимо было истратить 14.289 руб. Замощению подлежало в общей сложности 2 км дороги шириной 8,5 м. Покрывать камнем собирались не весь город, а лишь две улицы, по которым проходил почтовый тракт – Екатеринославскую (ныне Никитинскую) и Херсонскую. Несмотря на то, что Никополь был богатым торговым местечком с оборотом в миллионы рублей, его бюджет составлял в то время немногим больше 20.000 руб., а на благоустройство из городской казны выделялось в год лишь 600 руб. Этих денег хватило бы только на замощение 80 м улицы, поэтому расходы целиком легли на плечи Губернской Управы.

Больше года между Никополем и Екатеринославом шли споры о том, кто же будет содержать мостовую после её постройки, и в конце концов губернский центр принял эти обязанности на себя. Весной 1894 года под руководством выигравшего тендер подрядчика Лимановского рабочие-каменщики приступили к замощению главных транзитных улиц города. За правильным устройством мостовой наблюдал специальный смотритель Шляхтин. Работы велись в несколько этапов. Сперва поверхность дороги выравнивали, затем покрывали слоем песка с примесью глины. Булыжники сортировали по высоте и ширине, а после выкладывали на песчаное основание и вбивали в песок деревянными молотками, плотно подгоняя камни друг к другу. Пустоты между булыжниками заделывали мелким щебнем, трамбовали, затем засыпали дорогу песком и укатывали. Начиная от завода братьев Каршевских на Екатеринославской горе до перекрёстка с Херсонской улицей, где ныне стоит здание Медицинского колледжа, а оттуда до Херсонской горы с весны по осень 1894 года стояли крики рабочих, клубы пыли и грохот булыжников. Никополь одевался в камень и принимал облик настоящего города.

 

(Окончание в следующем номере).


ПАВЕЛ ФИРСОВ.


 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку.
AddThis Social Bookmark Button