Эксклюзив. КАК НИКОПОЛЬ ВЫСТОЯЛ ПРОТИВ МИРОВЫХ ЭПИДЕМИЙ ПРОШЛОГО Печать
Рейтинг статьи: / 1
ХудшийЛучший 
13.05.2020 08:18

firsovkuzmenko

 

 

 

 

 

 

 

В редакцию газеты «Проспект Трубников» поступил материал от наших постоянных авторов Павла Фирсова и Сергея Кузьменко на всех волнующую сегодня тему – эпидемии, которые пережило человечество за время своего существования. В статье приведено очень много исторических фактов и цифр, а также подробностей, о которых мало кто теперь знает. Кроме того, авторы рассказывают, как Никополь переживал эти черные дни в различные временные периоды. Павел Фирсов и Сергей Кузьменко при написании статьи использовали многочисленные архивные материалы и свидетельства, поэтому материал нам показался настолько интересным, что мы не решились его сокращать.

Читайте публикацию «Как Никополь выстоял против мировых эпидемий прошлого» на протяжении шести номеров «Проспекта Трубников».

***

История человечества на всём своём протяжении сопровождалась различными эпидемиями. К чуме, холере, оспе, тифу, скарлатине, кори, проказе, гриппу, малярии и другим заболеваниям добавилась сейчас новая беда – коронавирус COVID-19. Основными причинами эпидемий во все времена являлось несоблюдение санитарных мер и низкая культура населения, а возбудителями инфекций, как правило, были грязная вода, различные животные и насекомые.

Чума, или «чёрная смерть»

Примерно в 1300 году произошло замедление тёплого атлантического течения Гольфстрим, что привело к охлаждению климата Европы и Северной Америки. За привычно тёплым 1311 годом последовала череда холодных и дождливых лет. В Британии и Шотландии погибли все фруктовые сады и виноградники, а в Италии – банановые рощи. Обширные хлебные поля на севере Европы превратились в болота, на юге же хлеб вызревал теперь слишком медленно, что привело к опустошительному голоду. В пустыне Гоби, на территории современных Монголии и Китая, наоборот установилась засушливая погода. Массово гибла растительность, служившая пищей для грызунов, и в поисках пропитания сурки, пищухи, тушканчики и крысы устремились в оазисы и речные долины, где находились стойбища монгольских скотоводов, заражая их различными болезнями, в том числе чумой. Оттуда с караванами кочевников и купцов болезнь в 1320 году проникла в Индию и на Ближний Восток. По сведениям, дошедшим до нашего времени, эпидемия чумы была настолько опустошительной, что в Индии погибло большинство населения. Торговые корабли разнесли смертельную инфекцию по черноморским портам, в том числе в крепость Каффу (ныне – Феодосию) – главный опорный пункт Генуэзской Республики на Чёрном море. В сентябре 1347 года из охваченной чумой Каффы вышли двенадцать генуэзских торговых галер. По дороге моряков охватила смертельная болезнь, и в Мессину, порт на Сицилии, вошли уже корабли с умирающими и мёртвыми матросами. Все, кто общался с больными или прикасался к покойникам, вскоре тоже заболели. Перепуганные мессинцы прогнали генуэзцев, но было уже поздно. Из Мессины чума стремительно распространилась по европейскому континенту и стала одной из самых страшных демографических катастроф в истории. Крупнейшие города Европы – Флоренция, Генуя, Венеция, Рим, Милан, Гент, Париж, Лион, Марсель, Лондон – буквально обезлюдели. Сильнее всего от чумы пострадала Италия, потерявшая больше половины жителей. По оценке Папы Римского Климента VI, от эпидемии 1346–1353 годов погибли 23 840 000 человек, что составляло треть тогдашнего населения Европы. Лишь относительно недавно, в 1894 году, учёные-бактериологи установили, что возбудителем этой страшной болезни была чумная палочка. Переносили её блохи породы Xenopsylla cheopis, обитающие на крысах, которыми тогда кишели торговые корабли. Напившись крови больных грызунов, блохи перескакивали на человека и заражали его чумной палочкой. Болезнь проявлялась в течение семи суток, а короткое время спустя больной умирал в страшных муках. Инфицированные блохи переходили от человека к человеку, провоцируя лавинообразный рост эпидемии. Среди людей инфекция распространялась воздушно-капельным путём, вызывая заболевание лёгких, при этом смерть наступала буквально через считанные часы.

epid-chehiya

Чумной столб в Угерске-Градиште, Чехия

Во времена Средневековья по всей Европе шли бесконечные многолетние войны, которые только усиливали распространение чумы, прозванной «чёрной смертью». Средневековый человек не обладал таким объёмом знаний о мире, как мы с вами, и затруднялся рационально объяснить многие явления, включая и страшные болезни. Да, сами по себе эпидемии не были чем-то из ряда вон выходящим, но скорость, с которой «чёрная смерть» распространялась по городам и сёлам, и её неумолимость очень быстро вызвали в обществе всплеск мракобесия. Люди не догадывались, что чуму разносят крысиные блохи, не понимали, откуда она берётся. Поползли слухи, будто её специально распространяют евреи, что обернулось масштабными еврейскими погромами с многотысячными жертвами. Избиению подверглись сумасшедшие и больные проказой, которых суеверное население тоже сочло разносчиками заразы. С новой силой началась охота на ведьм, которых сжигали на многочисленных кострах. Многие видели в чуме наказание свыше, подыскивая объяснение происходящему в искажённых пересказах библейских легенд, и пытались остановить эпидемию с помощью религиозных обрядов. Устраивались массовые шествия с самобичеванием, священники низшего звена выдумывали на ходу новые ритуалы вроде протягивания нити вдоль городской стены, призванные защитить горожан от ужасной болезни. Высшие церковные иерархи не решались вмешиваться в ситуацию, хотя у них на глазах формировались настоящие многотысячные секты. Ватикан понимал, что молитвы не помогают от болезни и людям нужна хоть какая-то отдушина.

epid-chum

Чумные доктора у постели больного

Людские потери за годы эпидемий не всегда зависели лишь от распространения заразы. Паника и страх несли гораздо больший ущерб людскому роду. Многие искали причины несчастья в расположении звёзд, перемене погоды, бедственном финансовом положении, династических перипетиях, социальных проблемах и так далее.

Средневековая медицина оказалась бессильна перед «чёрной смертью». Широко практиковалось поедание чеснока и использование пахучих трав, способных по представлениям медиков той эпохи очищать заражённый воздух. На улицах городов разжигали костры, горевшие и днём, и ночью даже в жаркую погоду. Считалось, что огонь и дым очищают атмосферу от испарений болезни. Шанс на спасение давало только немедленное бегство из района, поражённого чумой, что могли себе позволить лишь весьма обеспеченные люди. Наиболее эффективными мерами против распространения чумы оказались карантин и самоизоляция.

epid-chum-2

Чума собирает жатву

Впервые карантин был применён в Венеции в 1348 году, когда, спасаясь от страшного заболевания, город закрыл ворота и порт на сорок дней. Слово «карантин» в переводе с итальянского означает как раз «сорок дней», и этот срок был выбран в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа в пустыне. Прибывающие с Востока или из зачумленных мест корабли отправлялись на специальный остров в венецианской лагуне, получивший название Лазаретто в честь монахов Ордена Святого Лазаря, ухаживавших там за прокажёнными. Если за время карантина среди пассажиров и членов экипажей торговых кораблей не проявлялись признаки чумы, люди считались здоровыми, а товары – безопасными. Со временем этот рецепт переняли другие крупные города Средиземноморья, где появились свои лазареты.

epid-dekamВ качестве примера самоизоляции можно вспомнить известное литературное произведение Джованни Боккаччо «Декамерон», изданное в 1352 году, когда семеро девушек и трое юношей решают укрыться от эпидемии чумы на загородной вилле. Там они коротают время, в течение десяти дней рассказывая по очереди интересные и поучительные истории. Возможно, кто-то из наших читателей захочет вновь перечитать знаменитые новеллы, а другие впервые откроют для себя этого старинного флорентийского писателя.

С 1348 года стали появляться особые чумные доктора, обязанностью которых было лечение заболевших чумой. Платили им в разы больше, чем обычным врачам, поэтому среди чумных докторов было немало шарлатанов. Методы лечения, которыми пользовались эти средневековые «специалисты», мало чем отличались от пыток. Больным чумой прижигали воспалённые лимфоузлы раскалённым прутом, к чумным нарывам прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц, а также делали кровопускание, считавшееся весьма полезным, хотя потеря крови лишь ослабляла организм. Чтобы не заразиться самим, чумные доктора стали использовать примитивные защитные маски и костюмы. Наряд доктора чумы той эпохи состоял из характерной маски в форме птичьей головы, длинного плаща, плотно облегающих ноги брюк, перчаток, ботинок и широкополой шляпы. Для пошива подобного костюма использовалась кожа, которую для дополнительной защиты от инфекции покрывали слоем натурального воска. Считалось, что маска с клювом, придающая доктору вид древнеегипетского бога мудрости Тота, отпугивает болезнь. Но у клюва была и практическая цель: он защищал врача от «болезнетворного запаха», то есть являлся прообразом современных респираторов. Кончик клюва заполнялся сильно пахнущими лекарственными травами, которые облегчали дыхание при постоянном чумном смраде. А поскольку чумной доктор для профилактики постоянно жевал чеснок, клюв защищал окружающих от чесночного запаха. Кроме того, доктор помещал ладан на специальной губке в ноздри и уши. Чтобы он сам не задохнулся от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия. Как и противогазы ХХ столетия, маска имела стеклянные вставки, защищающие глаза.

Чума ушла так же внезапно, как и пришла. Конечно, эпидемии её случались потом ещё не раз, но никогда больше человечество не стояло так близко к краю своей гибели, как во времена «чёрной смерти». Лишь к началу XIX века численность населения Европы вернулась к доэпидемическому уровню, но некоторые в прошлом многолюдные места пусты по сей день.

О Великой чуме сегодня напоминают так называемые чумные столбы, которые стоят практически в каждом городе Центральной Европы. Подобные религиозные памятники обычно устанавливались посреди главной городской площади. Они представляют собой колонну, как правило, в стиле барокко, на которую водружена статуя Девы Марии (отсюда их второе название – Марианские столбы). Воздвигались чумные столбы в знак благодарности Богу, Деве Марии и святым за избавление от «чёрной смерти», забравшей десятки и сотни тысяч человеческих жизней.

К счастью, в те ужасные времена ещё не существовало ни Никополя, ни его предшественника, села Никитино, поэтому чуме не довелось собрать свой смертельный урожай с улиц нашего города.

 

Продолжение в следующем номере.

 

Павел ФИРСОВ, Сергей КУЗЬМЕНКО.

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку.

AddThis Social Bookmark Button