Критерии определения недостатков товара |
![]() |
![]() |
24.02.2011 02:00 |
Какие принципиальные отличия имеет продукция ненадлежащего качества? Андрей Лобанов
Для продукции ненадлежащего качества, кроме терминов «недостаток» и «существенный недостаток», можно также встретить такие понятия, как существенное нарушение требований к качеству товара, фальсифицированная, дефектная, опасная для жизни и здоровья. На них мы и остановим своё внимание. Продукцию ненадлежащего качества Закон №1023 разделяет на две категории: 1) в которой выявлены недостатки; 2) в которой выявлены существенные недостатки. Таким образом, термином, от которого следует отталкиваться, разбираясь в сплетении понятий, является термин «продукция ненадлежащего качества». Согласно п.13 ст. 1 Закона №1023, надлежащее качество товара, работы либо услуги – это свойство продукции, которая соответствует требованиям, установленным для этой категории продукции в нормативно-правовых актах и документах, условиям договора с потребителем. Любое несоответствие продукции указанным требованиям, а также информации о продукции, предоставленной производителем, считается недостатком продукции, а продукция, соответственно, – продукцией ненадлежащего качества. Какие последствия будет влечь за собой факт установления того, что продукция имеет недостаток? В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона №1023, в случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения расходов на устранение недостатков товара. К продукции ненадлежащего качества также отнесена продукция с существенными недостатками. Под существенным недостатком Закон №1023 понимает недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением; возник по вине производителя; после его устранения снова по не зависящим от потребителя причинам и при этом наделен хотя бы одним из приведенных ниже признаков: 1) он вообще не может быть устранен; 2) его устранение займет более 14 календарных дней; 3) он делает товар существенно другим, чем предусмотрено договором. В ряде случает сразу выявить существенный недостаток невозможно, этому предшествует выявление просто недостатка. Объясним эту мысль. При неисправности какого-либо бытового прибора и продавцу, и уж к тем более потребителю очень сложно, а иногда и невозможно определить характер недостатка: то ли товар с недостатком, то ли он имеет признаки продукции с существенным недостатком. Поэтому первоначально стороны исходят из того, что выявлен недостаток, не являющийся существенным. Если после этого выясняется, что товар не может быть починен либо устранение неисправности в нем займет более 14 календарных дней, либо после ремонта прибор опять ломается по той же причине, только тогда можно делать вывод, что товар имеет признаки продукции с существенным недостатком, но установить это смогли только после принятия мер по устранению недостатка. Обращаем внимание, что ГКУ вместо термина «существенный недостаток» использует понятие «существенное нарушение требований к качеству товара (ч. 2 ст. 678 ГКУ), вкладывая в него тот же смысл, что и Закон №1023 в понятие существенного недостатка и связывая с ним такие же последствия. Так, выявление существенного недостатка дает право потребителю требовать либо расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо замены товара на такой же из числа имеющихся в наличии у продавца. Такие же права предоставлены потребителю в отношении фальсифицированной продукции, т.е. продукции, изготовленной с нарушением технологии или неправомерным использованием знака для товаров и услуг, или копированием формы, упаковки, внешнего оформления, а также неправомерным воссозданием товара другого лица. Однако возможность реализовать перечисленные права будет зависеть от того, когда и по чьей вине возник недостаток. По этому критерию можно выделить три группы недостатков: 1) возникшие до передачи товара покупателю (если продавцом не предоставлялись гарантии на товар, то обязанность доказать, что недостатки носят такой характер, лежит на потребителе); 2) возникшие после передачи покупателю в результате нарушения им правил пользования или хранения товара, действий третьих лиц (обязанность привести доказательства этого лежит на продавце, предоставляющим гарантии на товар); 3) возникшие в связи с тем, что продавец не предоставил покупателю полную и достоверную информацию о товаре; |
Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"