Христа ради Юродивые |
![]() |
![]() |
06.06.2012 12:35 |
Юро́дство (от слав. «оуродъ», «юродъ» – дурак, безумный) – намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые – слой странствующих монахов и религиозных подвижников. В церковнославянском «юродивый» употребляется также и в прямом значении: «Пять же бе от них мудры, и пять юродивы» (Мф.25:2, «Притча о десяти девах»). Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот – о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11:1). Из этого делают вывод что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел». Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор.4:10) Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь", – потому что он не подобен им». По словам святителя Афанасия Александрийского: Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю. Больше всего святых юродивых было на Руси – в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Микола свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного. Юродивые Алексей Елнатский Андрей Юродивый, или Андрей Константинопольский, особо почитаемый на Руси Василий Блаженный (1469–1552) – московский юродивый, один из самых известных святых Русской православной церкви. Даниил Коломенский († 18 (31) августа 1884) – коломенский юродивый. Домна Томская (начало XIX века – 16 (28) декабря 1872) – томская блаженная. Иаков Боровичский († 1540) – боровицкий чудотворец. Иоанн (московский юродивый) (? – 1589) – московский юродивый. Иоанн Верхотурский (XVII век) – сибирский юродивый. Иоанн Милостивый (ростовский чудотворец) – (? – † 1581) Иоанн (устюжский юродивый) († 1494) – устюжский юродивый. Исаакий Печерский († 1090) – первый известный юродивый на Руси, монахКиево–Печерского монастыря. Исидор Ростовский († 1474) – ростовский чудотворец, родом из Германии. Исидора Тавеннийская (IV век) – одна из первых юродивых. Киприан Суздальский Косма Верхотурский († 8 декабря 1680, Верхотурье) – уральский юродивый. Ксения Петербургская (+18в.) Максим Кавсокаливит († 1354) Максим Московский († 1434) Мария Дивеевская Михаил Клопский (XV век) – родственник князя Дмитрия Донского Миша–Самуил († 1907) Николка Салос Паисий Киевский († 1893) – преподобный из Киево–Печерской лавры. Паша Саровская Пелагея Дивеевская Прокопий Вятский (1578–1627) Прокопий Устюжский (? – † 1303) – святой–чудотворец, из Любека Сайко, Афанасий Андреевич (1887–1967) –орловский старец, юродствовавший в середине XX века Симон Блаженный († 1584) – святой из Юрьевца Поволжского. Симеон Юродивый (VI век) – монах, отшельник и юродивый, живший в Сирии. Стахий – ростовский юродивый. Феодор Новгородский († 1392) Феофил (Горенковский) († 1853) – иеросхимонах Киево–Печерской лавры. Фома Сирийский
Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников". |
Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"