НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Консультация юриста Ответы. Регистрация садового домика
Ответы. Регистрация садового домика Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
04.01.2014 23:29

registraciya_dachnogo

Возможно ли получение свидетельства о собственности на садовый домик при отсутствии кадастрового номера на акте на землю старого образца? Спасибо.

Валентин Николаевич

 

В Украине введен новый порядок регистрации прав на недвижимость. Давайте выясним, что это за изменения, какие органы теперь занимаются регистрацией и как можно оформить право на недвижимость.

В начале девяностых годов коренным образом изменились экономические основы украинского государства: Законом Украины «О собственности», принятым 7 февраля 1991 г. было установлено­, что в индивидуальной собственности граждан могут находиться дачные, садовые, жилые дома, квартиры, которыми он вправе распоряжаться по своему усмотрению: продавать, дарить, сдавать в наем, завещать. Земля же оставалась в государственной собственности, граждане могли получить ее лишь в аренду или пожизненное наследуемое владение. Этот принцип закреплялся как Законом Украины «О собственности», так и Земельным кодексом Украины.

Вместе с появлением гражданского оборота недвижимости (кроме земельных участков) появилась потребность в учете и регистрации недвижимости именно как объектов собственности. Функции учета были ­возложены на органы БТИ, имевшим необходимую информационную базу. Прошло немного времени, и настал черед земли становиться объектом собственности, а значит – и отчуждения (продажи, дарения, мены и т.п.). Законом Украины «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Украины» в 1992 г. были внесены изменения в ст. 6 Земельного кодекса Украины – установлено право частной собственности граждан на землю, выделяемую для строительства жилого ­дома, садоводства или дачного строительства. Аналогичные изменения были внесены и в ст. 14 Закона Украины «О собственности».

Учет земли как объекта собственности был поручен органу, и ранее ведавшему земельными ресурсами, – Государственному комитету Украины по земельным ресурсам (Госкомзем), который в апреле 2011 г. переименованным в Государственное агентство земельных ресурсов Украины (Госземагентстве).

Таким образом, регистрация земли и всей остальной недвижимости была разведена по разным органам и в дополнение к этому локализована по административно-территориальным единицам разного уровня. Никакой единой политики не было, каждый орган шел своим непроторенным путем. Государство попыталось реформировать систему регистрации недвижимости путем создания единого как с территориальной точки зрения (то есть всеукраинского), так и с точки зрения объектного состава (то есть включающего все виды недвижимости, в том числе и землю) реестра недвижимости.

7 февраля 2002 г. Министерство юстиции Украины утвердило «Временное положение о порядке регистрации прав на недвижимое имущество», по которому регистрация недвижимости, отличной от земли, проводилась вплоть до 1 января 2013 г. Регистрация земли и выдача актов оставалась в ведение Госкомзема.

Однако, 17 февраля 2003 г. Президент Украины издал Указ «О мероприятиях по созданию единой системы государственной регистрации земельных участков, недвижимого имущества и прав на них в составе государственного земельного кадастра». Этим документом он возложил функцию все­украинской регистрации недвижимости, включая земельные участки, на Госкомитет Украины по земельным ресурсам.

Это вызвало недовольство Министерства юстиции, которое тоже претендовало на роль «Всеукраинского Регистратора».

Начались сложности с регистрацией. Первые три месяца 2003 года недвижимость не регистрировалась вообще, БТИ были закрыты с тем, чтобы не передавать базы данных Госкомзему.

Период регистрационного коллапса закончился 17 июля 2003 г., когда было принято постановление Кабинета Министров, по которому держателем Государственного реестра прав на землю и недвижимое имущество становился ­Государственный комитет по земельным ресурсам. Однако до создания этого реестра регистрацию недвижимости, отличной от земли, вели все же Государ­ственное предприятие «Информационный центр» при Минюсте и БТИ (на основании Временного положения).

Предполагалось, что реестр будет создан до 01.01.2005 г.

Фактически же Временное положение просуществовало 10 лет – до 1 января 2013 г.

Работать на основании «Временного положения» Минюсту не помешал даже принятый 1 июля 2004 г. Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений», который уже на законодательном уровне держателем Государственного реестра прав на недвижимость назначал Госкомзем.

С момента принятия этого Закона и до 1 января 2013 г. в Украине наблюдалась парадоксальная для любой цивилизованной страны ситуация: в стране принят Закон о государственной регистрации прав на недвижимость, но он не работает, а регистрация недвижимости регулируется Временным положением – являющимся ведомственным нормативным актом Министерства юстиции Украины.

И лишь когда 11 февраля 2011 г. была принята новая редакция Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» и держателем Государственного реестра прав на недвижимость стало уже Министерство юстиции Украины, новая редакция закона заработала и в Украи­не начала действовать новая система регистрации недвижимости.

В 2011 г. в составе Министерства юстиции была создана Государственная регистрационная служба Украины (Укргосреестр). Укргосреестр осуществляет методическое и организационное руководство процессом регистрации прав на недвижимость, а регистрацию прав проводят органы регистрации прав, созданные Министерством юстиции Украины, а в определенных случаях – также нотариусы. Органы государственной регистрации прав (органы ГРП)– это отделы Государственной регистрации прав, созданные при районных управлениях юстиции, а в городе Киеве и Севастополе – при городском управлении юстиции. Непосредственную регистрацию­ прав осуществляют специальные государственные служащие – государственные регистраторы прав. Права на недвижимость регистрируются в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество (Госреестр прав), который ведется в электронной форме. Что касается прав на земельные участки, то их регистрация имеет свои особенности и отличается от регистрации прав на жилье.

Государственные регистрационные службы регистрируют права собственности на объекты недвижимости в следующих случаях:

- если право собственности возникло до 1 января 2013 г., но не было зарегистрировано в порядке, который действовал на тот момент. В таком случае приобретателю нужно обратиться в органы ГРП по месту ­нахождения имущества, подать пакет доку­ментов (о нем – ниже), и зарегистрировать свое право;

- если регистрируется право, возникшее на основании решения суда;

- если регистрируется право на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости.

Если же право собственности на недвижимость зарегистрировано до 1 января 2013 г., то регистрировать его еще раз в Государственном реестре прав не нужно.

Для регистрации права собственности на недвижимость, если право собственности возникло до 1 января 2013 г., но не зарегистрировано в порядке, который действовал тогда, в органы ГРП нужно подать следующие документы.

- заявление установленной формы;

- правоустанавливающий документ на объект недвижимости (договор купли-продажи, дарения (или другой, по которому к заявителю перешло право собственности), свидетельство о праве на наследство или другие документы, установленные законом) и его нотариально заверенная копия;

- копии паспорта и справки (карточки) о присвоении идентификационного номера заявителя;

-. документ об оплате госпошлины за регистрацию прав на недвижимость;

- документ об оплате выдачи Извлечения (Витяга) и Госреестра прав.

А для выдачи Свидетельства о праве собственности заявитель, кроме указанных документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимость, дополнительно подает государственному регистратору прав:

- технический паспорт на объект недвижимости, выданный органами БТИ;

-. документ, который удостоверяет вещное право (право собственности, аренды и т. д.) на земельный участок (кроме случаев реконструкции квартиры, жилого или нежилого помещения);

-. извлечение (Витяг) из Государственного земельного кадастра (ГЗК) о земельном участке (в случае, если в документе, который удостоверяет вещное право на земельный участок, отсутствуют сведения о ее кадастровом номере);

- документ, удостоверяющий право собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке (если заявляется право на реконструированный объект недвижимости);

- документ, который удостоверяет прием законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию;

- документ, который подтверждает присвоение объекту недвижимости адреса.

Исходя из всего вышесказанного, ваш государственный акт действителен, поскольку все государственные акты, выданные за годы независимости Украины, имеют равную юридическую силу и подтверждают право собственности человека на землю. Единственный нюанс: если у вас государственный акт без кадастрового номера, то, прежде чем продавать или завещать участок, нужно обязательно этот номер получить, так как без него осуществить переход права собственности на землю не удастся. Поэтому, даже если вы пока ничего не собираетесь делать со своим участком, я все же советую обратиться в Центр земельного кадастра и получить номер. Для этого вам следует обратиться в Центр земельного кадастра, предоставить государственный акт на землю, свой паспорт, идентификационный код и написать заявление с просьбой присвоить участку кадастровый номер и выдать вам соответствующий документ.

До 2002 года, в государственных актах на землю кадастровый номер не указывался. Только с 2002 года утвердили форму государственного акта на землю, в котором обязательным элементом стал кадастровый номер. Кадастровый номер присваивается как приватизированным, так и не приватизированным земельным участкам и не изменяется при переходе земельного участка от одного собственника к другому. Изменение кадастрового номера происходит в случаях: разделения земельного участка; объединения 2-х и более земельных участков; переподчинения земельного участка другой административной единице.

Нередко в Центре земельного кадастра требуют от землевладельца предоставить техническую документацию на землю. Так вот довожу к вашему сведению – эта документация, состоящая из подробного плана участка, его описания и топографической привязки к местности, оформляется в процессе приватизации участка и подготовки государственного акта. Все эти документы утверждаются в целом ряде служб, таких как санэпидемстанция, управление по охране культурного наследия, архитектурно-строительная инспекция и так далее и только после получения всех подписей и печатей техническая документация на конкретный участок возвращается в региональное управление Госкомзема и на их основании выдается государственный акт на право собственности на землю. Но отметьте себе самое главное – техдокументация в дальнейшем хранится исключительно в местном отделении Госкомзема и людям на руки не выдается. Поэтому требования к гражданам о предоставлении в Центр земельного кадастра технической документации на участок незаконны. Сотрудники центра обязаны получить ее в Госкомземе. Если же по каким-то причинам документация утеряна, то восстановление должно проводиться Госкомземом. А нередко людям говорят, что техдокументация исчезла, а значит, ее нужно восстанавливать, причем исключительно за счет землевладельца. Повторю – это грубое нарушение законодательства.

 

Задайте СВОЙ вопрос нашему специалисту. Ответ вскоре будет опубликован в этом разделе и на страницах "Проспекта Трубников".

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

     Свежий номер уже в продаже

53-01

Посмотреть предыдущие выпуски

О нас

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ