Предпринимательская практика вводит в обман, если при предложении продукции потребителю информация, необходимая для осуществления сознательного выбора, предоставляется нечетко, непонятно или двузначным образом.
Запрещаются как таковые, что вводят в обман:
- предложения для реализации продукции по определенной цене, если существуют основания считать, что продавец или исполнитель не сможет предоставить такую продукцию по такой цене или в таких объемах, которые можно предусмотреть, учитывая предлагаемую цену и характеристики продукции;
- предложения с целью реализации одной продукции до реализации другой;
- отказ от предъявления потребителю товара, который предлагается, и принятия заказа или непредоставления товара в течение разумного срока, или демонстрирования дефектного образца товара;
- недостоверное уведомление о наличии ограниченного количества товаров, или лишение потребителей достаточного периода времени для принятия сознательного решения с целью побуждения их к принятию быстрого решения;
- предложение к свободной реализации продукции, которая изъята из обращения или относительно обращения, которой существуют ограничения;
- недостоверное утверждение, что будет существовать угроза личной безопасности потребителя или его семьи, если он не приобретет или не закажет продукцию.
Перечень форм предпринимательской практики, которая вводит в обман, не является исчерпывающим.
Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, надоедания или ненадлежащего влияния и существенным образом влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя относительно приобретения продукции.
При установлении того, содержит ли предпринимательская практика элементы принуждения, надоедания или ненадлежащего воздействия, во внимание принимается:
- употребление обидных или угрожающих выражений;
- использование тяжелого для потребителя обстоятельства, о котором продавцу или исполнителю было известно, для влияния на решение потребителя;
- установление отягощающих или непропорциональных внедоговорных препятствий для осуществления потребителем своих прав по договору, включая положение о праве потребителя расторгнуть договор или заменить продукцию, или заключить договор с другим субъектом хозяйствования;
- угроза осуществить незаконные или неправомерные действия.
Как агрессивные запрещаются следующие формы предпринимательской практики:
- создание впечатления, что потребитель не может оставить помещение продавца (исполнителя) без заключения договора или осуществления оплаты;
- осуществление продолжительных или периодических визитов в жилье потребителя, несмотря на требование потребителя о прекращении таких действий или оставлении жилья;
- осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или других сообщений без согласия на это потребителя;
- требование оплаты продукции, поставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение.
Сделки, осуществляемые с использованием нечестной предпринимательской практики, являются недействительными.
Субъекты хозяйствования и их работники несут ответственность за нечестную предпринимательскую практику в соответствии с законодательством. |