Эксперимент: трассу «Никополь – Кривой Рог» отремонтируют с использованием металлургических шлаков |
![]() |
![]() |
07.11.2020 09:47 |
Совсем недавно госпредприятие «Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. Н. П. Шульгина» утвердило экспертизу и методологию технологии применения металлургических шлаков в дорожном строительстве. Так что пока у нас еще никто не строил дороги по новой технологии с использованием шлаков. Однако, по оценкам экспертов, использование шлаков в дорожном строительстве никоим образом не снижает качество дорог. Более того, есть вероятность, что после такого ремонта увеличится срок их эксплуатации. Вместо 10 лет трасса, отремонтированная с использованием шлаков, сможет около 15 лет обходиться без капитального ремонта. Сейчас в области готовятся к строительным работам и планируют отремонтировать 7 км дороги национального значения «Кривой Рог – Никополь» с использованием шлаков. Работы планируют начать в марте 2021 года, а через 3-4 месяца закончить. Основным поставщиком шлаков для ремонта дороги выступит металлургический комбинат «АрселорМиттал Кривой Рог». На ремонт 7 км пойдет примерно 35 тыс. т шлаков. Александр Бондаренко напомнил, что всего в Днепропетровской области примерно 4 тыс. км дорог нуждаются в ремонте. По его мнению, если использовать промышленные отходы в ремонте, то можно освободить земли, которые сейчас заняты отвалами металлургических и горных предприятий области. Это позволит значительно снизить экологическую нагрузку в регионе. Даже если по новой технологии с использованием шлаков построить 1 тыс. км дорог, то удастся утилизировать приблизительно 5 тыс. т. Понятно, что совсем освободить от них область не получится, отмечает Бондаренко. Тем более что особенность этого метода ремонта заключается в том, что далеко не все отходы можно использовать в строительстве дорог. Для строительно-ремонтных работ подойдут шлаки с определенной плотностью и влажностью. Кроме того, в так называемом дорожном сэндвиче по новой технологии можно будет использовать до 70% шлаков в основном конструктиве. Первое совещание по планированию ремонта дороги с помощью шлаков в Днепропетровской ОГА состоялось 15 апреля Однако нагрузка на экологию региона, безусловно, будет снижена. По крайней мере, частично решена проблема с запылением воздуха, поскольку пыль от этих отвалов часто попадает в атмосферу. Да, их огораживают или поливают специальной жидкостью, чтобы меньше пылили. Но это не решает проблему с загрязнением воздуха. «Да и в грунтовые воды, реки шлаки попадают и загрязняют их. Кроме того, земли под отвалами не пригодны к использованию. Максимум, что на них можно делать, – ставить солнечные электростанции. А если шлаки начнут использовать для строительства дорог, то мы таким образом хотя бы небольшую часть земель освободим. И ее уже можно будет задействовать в сельском хозяйстве и в организации любого производства, – считает глава области. Шлаков на Днепропетровщине хватит на строительство нескольких тысяч километров дорог. Но тут вопрос в логистике. Никто не будет везти шлаки, которые предприятия могут отдавать бесплатно, за сотни километров. 40–50 км – вот расстояние, которое с точки зрения логистических затрат является целесообразным во время такого ремонта. То есть, по сути, дорога, которую делают с использованием шлаков, должна находиться максимум в 50 км от отвалов горно-металлургических предприятий. Именно поэтому было решено опробовать этот метод ремонта на трассе «Кривой Рог – Никополь». Ведь в пяти километрах от того места, где начнется ремонт дороги с использованием шлаков, находится один из отвалов. Есть отвалы и в северной части области. Но их гораздо меньше, чем в юго-западной, то есть в Криворожском и Никопольском районах. По предварительным подсчетам, затраты на капитальный ремонт дороги Н-типа с использованием шлаков, как и при обычном ремонте, составляют до 30 млн грн. на 1 км. Но более точно рассчитать затраты будет можно только после того, как построят эти 7 км дороги «Кривой Рог – Никополь». Для нас сейчас этот проект является экспериментальным не только с точки зрения технологии, но и в вопросе финансирования. Только после окончания ремонта будет понятен экономический эффект. «Если окажется, что стоимость ремонта будет той же, что и без использования шлаков, или меньшей, – разумеется, будем продолжать этот проект. Тем более что большое количество отвалов находится недалеко от границы с Николаевской и Кировоградской областями. А значит, мы сможем делиться этим «строительным материалом» с соседями», – сообщает Бондаренко. И уточняет, что основная задача данного проекта – решить прежде всего экологическую проблему. И удешевить ремонт дорог. Если бы шлаки можно было использовать и на других строительных объектах, это бы еще больше разгрузило отвалы горно-металлургических предприятий.
По материалам сайта nikopol.nikopolnews.net
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку. |
Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"