НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Никополь индустриальный История производства . Стан «400» направить не в Сумгаит, а в Никополь!
История производства . Стан «400» направить не в Сумгаит, а в Никополь! Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 1
ХудшийЛучший 
20.06.2019 12:33

Такое решение было принято в последний момент, когда оборудование уже выгрузили в Батуми

Начальным рубежом в развитии нашего индустриального города Никополя по праву считается 1931 год, когда Президиум Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) принял постановление «О развитии производства железных (стальных) труб – на Урале и на Юге по одному мощному трубному заводу».

stan-1

Сдача в эксплуатацию стана «Большой Штифель». Коллектив промучастка возле трибуны: Н. Шапкин, П. Бабченко,
Карпович, Я. Гантфоль. Торец восточной стороны цеха №2. Октябрь, 1947.

В апреле 1932 года в Никополь прибыл Мирон Григорьевич Скоблик с бригадой из восьми человек – по четыре человека на монтаж дизелей для ЮТЗ. Родился он в 1905 году в Гомельской области, Белоруссия. Позже переехал с родителями в г. Орехов Запорожской области. В 1925–1927 годах служил в РККА на Черноморском флоте в Севастополе командиром башенных батарей. В 1930 году после демобилизации уехал на стройку в г. Магнитогорск, где работал машинистом дизелей на временной электростанции (ВЭС)…

Электроэнергию для снабжения всей стройки ЮТЗ, насосной станции, соцгорода вырабатывала ВЭС. Для этого были сняты два дизельных двигателя с подводных лодок по 600 л. с. каждый (позже и третий). После монтажа дизелей Скоблик работал машинистом дизелей на ЮТЗ. Работники станции работали в две смены – по 12 часов в сутки.

В феврале 1935 года строительство перешло со скудного питания электроэнергией от ВЭС на могучую энергию Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина («ДнепроГЭС»). Все ВЭС были ликвидированы. В то время на ЮТЗ, кроме ЦМА, строились цех холодного волочения (ЦХВ-1), вспомогательные цеха, соцгород: четырехэтажные стандартные дома, временные бараки для жилья на 3-м и 1-м участках. В 1936 году Скоблик поступил в цех малых агрегатов (ЦМА), в так называемый трубный цех сменным мастером по ремонту станов (позже он был ТПЦ-1 и «ЮТиСТ»).

После начала 22 июня 1941 года Великой Отечественной войны Мирон Скоблик продолжал работать до 8 августа. Когда было объявлено о начале демонтажа трубопрокатных станов на ЮТЗ для отправки на Урал, он был назначен начальником эшелона и уехал с оборудованием и рабочими в г. Первоуральск, куда прибыл 27 августа.

Последний эшелон из Никополя ушел 15 августа 1941 года.

28 сентября 1947 года на стане «Большой Штифель» были получены первые
трубы большого диаметра, а 29 сентября на склад были сданы первые трубы,
которые отгрузили нефтяникам Баку

28 августа Скоблик был зачислен в монтажный цех по восстановлению эвакуированного оборудования, стал работать мастером-механиком на заводе №73 в г. Первоуральск, обслуживая и ремонтируя оборудование трубопрокатных станов. 2 декабря 1944-го его направили в Москву в Министерство иностранных дел, а 30 декабря – в Румынию в г. Бухарест.

Дело в том, что после начала 1 сентября 1939 года Второй мировой войны немцы демонтировали в Германии свое оборудование – трубопрокатный стан «400» фирмы «Шлеманн» – и установили его в Румынии в г. Бухарест специально для военных целей: производства бурильных, обсадных, насосно-компрессорных труб, нефтепроводных для добычи нефти, производства бензина и нефтепродуктов. Производство находилось в 57 км от Бухареста в г. Плоешти. 60% бензина отсюда поставлялось для Германии…

2 апреля 1944 года советское правительство сделало заявление в связи со вступлением частей Красной Армии на территорию Румынии. 13 мая 1944 года правительства СССР, Великобритании и США обратились к Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии с предложением прекратить войну на стороне Германии. Предвидя предстоящие события с войной, ГКО СССР 11 мая 1944-го принял постановление «О мероприятиях по увеличению добычи нефти в 1944 г.». А 24 августа 1944-го Румыния объявила войну Германии, прекратив поставки бензина и нефтепродуктов.

stan-2

Пропуск на право входа в рабочую зону цеха «Большой Штифель»

stan-3

stan-4

Когда Скоблик и наши специалисты приехали на завод в Бухарест, стана «400» уже не было: остались кое-какие детали и плиты прошивного стана №1, прошивного стана №2, две станины автоматстана, калибровочного стана и станина правильного стана фирмы «Абрамсон». Но поскольку наши войска быстро шли вперед, то противник не успевал увозить все оборудование в тыл. В Бухарест на завод начало поступать очень много оборудования. Началась отборка деталей стана «400» и немедленная отправка их в порт Констанца.

На одном из заседаний Союзно-Контрольной комиссии по репарациям США, Англия и Франция решили не передавать СССР стан «400». Совещание закончилось поздно ночью. После него начальник управления «Главтрубосталь СССР» Евгений Семенович Василенко решил немедленно направить в Констанцу наших специалистов для принятия нескольких вагонов, чтобы отправить их в Советский Союз. Поскольку Василенко заявил, что некоторое оборудование стана «400» уже находится в СССР, специалистам выдали документ, что они имеют право взять в порту любой пароход! В то время в Констанце находился представитель из Киева член Союзно-Контрольной комиссии, который и выдал пароход. С большими трудностями, но стан «400» удалось вывезти, а вот стан «140» – нет, хотя по репарациям он должен был принадлежать Советскому Союзу.

Первоначально все оборудование стана «400» предназначалось для города Сумгаит. Последним пароходом оно было направлено в порт Батуми, где разгрузка длилась 14 часов… Однако неожиданно все изменилось на почту пришла депеша: стан «400» направить не в Сумгаит, а в Никополь!

Приехав в Никополь, Мирон Скоблик встретился с Павлом Абрамовичем Трубченко (позже он стал директором ЮТЗ и руководил предприятием с 1950 по 1963 гг.), был организован и создан механо-монтажный цех, набрана рабочая сила.

Всю зиму и с апреля 1945 года проводились контрольные сборки, чтобы узнать, что есть в наличии и чего не хватает. Недостающие детали заказывали или делали в механическом цехе ЮТЗ.

В ноябре того же года начались подготовительные работы для строительства уникального цеха №2 – самого мощного стана для того времени. К моменту строительства на предприятии уже был штат и несколько бригад монтажников, но не было мостового крана. С помощью паро-путевого крана уже велся монтаж прошивного стана №1. Полностью были собраны два прошивных стана, редукторы станов, частично – автоматстан.

Когда был выложен фундамент – картина была уже ясна, все готовы к монтажу. Работу распределили таким образом: за 1-й и 2-й прошивные станы, автоматстан и два раскатных стана отвечал Мирон Григорьевич Скоблик, за калибровочный стан, охладительный стол №№1, 2, 3 и 4, правильный стан – Виктор Эммануилович Диспатули. Весь монтаж технологического оборудования стана «400» был поручен коллективу механо-монтажного цеха, которым руководил В. Н. Филоненко. Государственный институт проектирования металлургических заводов («Гипромез», г. Днепропетровск) рассчитал, что монтаж требует минимум 150 дней, а новаторы, изменив методы сборки, завершили эти работы в невиданный срок – 72 дня. Таких темпов в те годы история развития металлургии еще не знала.

Монтаж был окончен 23 сентября 1947 года. А в конце месяца закончилось горячее опробование смонтированных станов нового цеха. После пуска стана в цехе №2 Мирон Скоблик был назначен механиком горячего отдела стана «400».

28 сентября 1947 года на стане «Большой Штифель» были получены первые трубы большого диаметра, а 29 сентября на склад были сданы первые трубы, которые отгрузили нефтяникам Баку.

В прокате первой трубы принимали участие самые опытные прокатчики того времени: вальцовщик прошивного стана Н. К. Баглай, вальцовщик автоматстана Н. С. Артюх, мастер С. Т. Прокурат, начальник стана И. С. Куценко и большая группа рабочих и ИТР, в том числе и М. Г. Скоблик.

11 октября на многолюдном митинге отметили пуск цеха №2.

Из подростков – бывших выпускников школы ФЗУ (фабрично-заводское училище) выросло немало квалифицированных трубопрокатчиков, таких как Николай Тимофеевич Недоступ (цех №7), Анатолий Павлович Тарасенко (цех №2), Иван Серафимович Малый.

Уже в январе 1948 года цех №2 освоил производство труб высокого давления.

За обеспечение значительного повышения производительности стана и освоение производства труб большого диаметра группа ведущих металлургов ЮТЗ была удостоена звания лауреатов Государственной премии СССР: Николай Александрович Тихонов – директор завода (1947–1950), Иван Степанович Куценко – начальник стана, Владимир Петрович Соболев – первый начальник цеха №2, Павел Абрамович Трубченко – главный инженер ЮТЗ.

ТПЦ-2 выполнял заказы по производству углеродистых сталей, нержавеющих марок сталей, титановых сплавов. После модернизации оборудования и повышения эффективности механо-ремонтной службы в ТПЦ-2 стан Советом научно-технического общества был переименован в трубопрокатный агрегат «350».

Ныне в цехе №2 от того оборудования по репарациям остались только корпуса (коробки с немецкими надписями), которые за все годы совершенствовались и модернизировались.

Вспоминая те времена, Мирон Григорьевич Скоблик отмечал, что работать было трудно, не было запасных деталей, но ему в работе всегда помогал главный механик ЮТЗ Е. И. Соколов и его помощник Аркадий Семенович Малкин. Мирон Скоблик проработал в ТПЦ-2 до 1 сентября 1960 года – до выхода на пенсию.

После распада СССР в странах СНГ сложилась кризисная ситуация. В июне 1990 года Кабинет Министров Украины принял решение о проведении реструктуризации ОА «НПТЗ», в ходе которой выделились и создавались закрытые акционерные общества с привлечением частных инвесторов: ЗАО «Никопольский завод бесшовных труб «Нико-Тьюб», ЗАО «Никопольская трубная компания» («НТК»).

В 2007 году в результате слияния ЗАО «НТЗ» (бывший ТПЦ-2 ЮТЗ) с ЗАО «Нико-Тьюб», работающим на базе ТПЦ-7 и 6-го цеха, было образовано ООО «ИНТЕРПАЙП НИКО ТЬЮБ».

Новые заводы сейчас имеют широкую географию своих рынков сбыта внутри страны и за его пределами.

Ныне идет процесс возвращения престижа званию «трубник».

 

Валерий КУЗЬМЕНКО,
подполковник в отставке,
член Никопольского городского совета ветеранов,
смотритель музея НПТЗ,
бывший работник ЮТЗ – «НИКО ТЬЮБ»


 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Свежий номер "Проспекта" Вы можете приобрести в точках продажи прессы или оформив подписку.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

     Свежий номер уже в продаже

53-01

Посмотреть предыдущие выпуски

О нас

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ