Юбилейным концертом Григория Довженко в Никополе открыли филармонию |
![]() |
![]() |
02.12.2017 17:54 |
Любители музыкального искусства получили настоящий подарок – впервые при городской школе искусств открыта филармония, инициатором и вдохновителем которой стала преподаватель школы Ирина Зайцева. Несмотря на позднее время будничного дня, на презентацию филармонии пришли сотни никопольчан, а атмосфера зала «красноречиво» доказывала, что это событие ждали. Да и программа открытия была вполне удачной – юбилейный сольный концерт Григория Довженко, в недавнем прошлом ведущего солиста Львовского оперного театра и ансамбля песни и пляски Одесского военного округа. В свое время он пел для высшего командования стран Варшавского договора и блестяще открывал концерты в Grand Palace Apartments в Будапеште и правительственные концерты в главном концертном зале страны «Украина»! Талантливый сын талантливых родителейДа, Боже мой, кто не знает Григория Феодосиевича в Никополе – на малой его родине! Григория Довженко знают даже не посвященные в мир музыки люди! Одни – тем, что мало какие городские праздники проходят без его участия, другие – что уже два десятилетия поет он в хоре Спасо-Преображенского собора. Но есть еще и третьи, знающие его как талантливого учителя и добрейшего человека. Мне кажется, что в нем гармонично соседствуют все лучшие черты человека! Он родился в семье учителей: отец Феодосий Тихонович, – физик, мама Анна Илларионовна – преподаватель немецкого языка. Вся семья Довженко – и родители, и дети – были музыкально одаренными. Мне посчастливилось застать то время, когда они играли в Народном театре Городского дома культуры. Помню, как Феодосия Тихоновича награждали областной премией за роль Карася в опере Семена Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Это была всеобщая эйфория для всех культработников города! А вот бесспорно талантливого сына Гришу в музыкальную школу не приняли... и он стал брать уроки у педагога Владимира Ревы при студии ДК ЮТЗ. Да так одержимо усваивал премудрости вокала, что без проблем стал учащимся Ужгородского музыкального училища. Сегодня артист вспоминает: – Проучившись полтора года в училище, мой преподаватель решил показать меня профессору Львовской консерватории Остапу Дарчуку. Так в семнадцать лет я стал студентом консерватории, ныне – Национальной музыкальной академии им. Николая Лысенко. После консерватории меня приняли во Львовский оперный театр, работать в котором была мечта любого выпускника. Здесь я пел партию короля Прованса Рене в лирической опере «Иоланта» Петра Чайковского, философа Коллена в 4-актной опере «Богема» Джамако Пуччини, Алеко в одноименной опере Сергея Рахманинова. Поделюсь с вами историей, как я попал в основной состав коллектива, работающего в опере Бориса Лятошинского «Захар Беркут» («Золотой обруч»). Солист, исполнявший главную роль, заболел. Партию я знал, но на сцене не репетировал, мизансцен не знал. Но режиссер, все же, решил рискнуть и «вывел» меня на сцену. На протяжении всего спектакля от суфлера звучало: «повернитесь», «пройдите вглубь сцены», «пройдитесь по сцене»… После этого экстремального дебюта я и был введен в основной состав. Только раз бывает в жизни встречаВо время открытия филармонии и одновременно юбилейного концерта Григория Довженко – 40-летие творческой деятельности – в его исполнении звучали каватина Алеко из упомянутой оперы»; «Поэма про Украину», которой Григорий Довженко открывал концерты в главном концертном зале страны «Украина», и непревзойденные романсы «Средь шумного бала», «Гори, гори, моя звезда», «О, если б смог выразить в звуке», «Молчи, грусть, молчи», «Очи черные»… Исполнение романса «Только раз бывает в жизни встреча» певец посвятил своей жене Марии, с которой он познакомился в Венгрии, где пел в военном ансамбле. А поженились они в Одессе, где Григорий Феодосиевич работал в филармонии уже после распада Союза. Она стала ему не только любимой женщиной, но и верным другом и самым строгим критиком. Коллеги и воспитанники ДовженкоВ 1997 году семья принимает решение вернуться в отчий дом Григория Феодосиевича – после ухода родителей дом требовал капитального ремонта. Приехали они, казалось, ненадолго, но здесь и осели. Львов и Одесса потеряли ведущего баса, а Никополь приобрел прекрасного артиста и педагога. Сегодня Григорий Довженко передает своим ученикам ценнейший опыт, накопленный долгими и интересными годами практики. Его «дети» не смогли пропустить такое событие, как юбилейный концерт любимого педагога. С Днепра приехала студентка консерватории Ольга Просоленко, а из Запорожья – студентка музучилища Анастасия Балабанова. Под сопровождение струнного ансамбля преподавателей (руководитель Лариса Скрипченко), оркестра народных инструментов (Анатолий Лысенко), концентмейстеров Елены Казариновой, Ларисы Бабенко концерт прошел на одном дыхании. «Изюменку» в него внес хор Спасо-Преображенского собора (регент Михаил Марущак), в котором поет наш юбиляр. Хор исполнил киевский распев «Утверди, Боже» и «Господу Богу помолимся, древнюю быль возвестим!» («Сказ о двенадцати разбойниках») на слова Николая Некрасова. Занавес. Концерт окончен… Складывая презентационный сценарий, «вдохновитель» филармонии Ирина Зайцева уже думает о новых встречах. В ее планах – профессиональные певцы и музыканты региона и Украины в целом. «До новых встреч», – говорит она мне. «До новых встреч, – говорю своим читателям и я. – Следите за рекламой».
Наталья РАЗУВАЕВА, фото Александра КОСЕНКО.
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |