НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная НОВОСТИ Знаменитые земляки Вася Нестеренко, родом из Никополя
Вася Нестеренко, родом из Никополя Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
20.05.2014 09:09

dalskij_portretИменно так звали в детстве прославленного актера Владимира Дальского, который до театра был беспризорником и «карманником», пока не получил чужие имя и фамилию

Судьба была щедрой к Владимиру Михайловичу Дальскому – народному артисту СССР и Украины, лауреату Государственной премии Украины им. Т. Шевченко, одному из ведущих актеров украинского театра и кино и… нашему земляку! В эти майские дни, когда в биографии актера значатся две рубежные даты (родился 5 мая 1912 года в Никополе, а покинул этот мир 15 мая 1998 года в Киеве), впору пафосно изречь: «Мастер, если бы был среди нас, наверняка сказал бы, что прожил большую интересную жизнь….» 

Поцеловать шкворень…

А начиналась она с грустной ноты. Вася Нестеренко рано потерял мать и остался с отцом – человеком очень властным и нередко жестоким.

Вот как писал ещё при жизни Дальского в мае 1997 года о детстве актера журналист «Зеркала недели» Сергей Панкратьев в статье «История театра без искажений»: «Он (отец Васи Нестеренко, ставшего впоследствии актером Владимиром Дальским. – Прим. авт.) был героем гражданской войны, имел орден Красного Знамени. В ту пору работал в небезызвестной «тройке», которая решала судьбы людские. Приходя домой после очередного судилища, отец становился на колени перед иконой и долго молился, прося прощения за содеянное. Бил он сына почти ежедневно, и однажды Вася не выдержал и ушел из дома навсегда. Тогда в разрушенной, голодной стране было множество беспризорников. Они и приняли мальчика в свои ряды…»

Первая «профессия» малолетнего Василия была «воздушник». Представьте только: супруги приехали на ярмарку. Хозяин купил себе все, что пожелал, и «магарычует», приказав жене сидеть на возу и стеречь покупки от уркаганов. А екатеринославские возы имели одну особенность – были в них передний и задний шкворень (детали поворота осей колес). И вот Вася подлезал под воз и жалобным голоском причитал: «Тетушка, мне бабушка говорила: если я шкворень поцелую, у меня зубы не будут болеть!». Тётка, понятное дело, интересовалась: какой такой шкворень намерен одарить поцелуем пацан. А в этот момент его друг Коля Мизин «уводил» один из хозяйских мешков.

Вторая специализация у Васи была «карманщик». Он лихо вытаскивал карманные часы у немецких колонистов. А Колька Мизин все мечтал пойти «на большое дело», обобрать нэпмана и на эти деньги открыть книжную лавку для беспризорников, где книжки бы продавались по сниженным ценам.

– Очень часто я тогда ходил на «дело», – вспоминал Владимир Михайлович все в той же беседе с корреспондентом «Зеркала недели». – Дела были разные, но, в основном, воровали. Будучи худым, я мог пролезть в самые доступные места. Если же дело было провалено – виновник нес наказание. Однажды виновником оказался и я. Меня завели на кладбище, поставили возле креста, дали выпить стакан водки и лезвием «писали» мне спину. Я от боли потерял сознание.

Однажды шайка, в которой состоял и Вася, обчистила Преображенскую церковь. Воришек поймали, судили о отправили в детскую исправительную колонию. Кстати, в подобных учреждениях Вася побывал несколько раз. Три месяца – в знаменитой колонии Антона Макаренко, которого долго ещё вспоминал как справедливого человека и воспитателя.

Как вспоминал за год до своей кончины Мастер, в детские годы он никогда не наедался вдоволь. Именно голод и толкал десятилетнего мальчугана на воровство.

После всех испытаний возвратился подросший Василий в родной Никополь. Добрые люди устроили его в общежитие Первой трудовой школы им. Т. Г. Шевченко… А вскоре потянуло его в искусство. Волею судьбы он попал в рабочий клуб, где работал драмкружок. Впрочем, лучше всего рассказывал об этом сам Дальский:

«Просто со старой шелковицы, которая раскинула свои сладкие ветви над кинобудкой в парке, я, безбилетник, влюбленно вглядывался в героев фильмов тех лет и однажды пришел к дверям клуба, где на дощечке было написано: «Худ. Руководитель драмкружка Н. И. Дальская».

– Здравствуйте, хочу записаться в артисты!

– Ты хотел сказать « в артисты-любители» – так, наверное? Садись, не стесняйся…

Я сел, прикрывая латаные колени штанов кепкой. На меня смотрели ласковые материнские глаза…»

Как Вася стал Володей

С той самой встречи «ласковые материнские глаза» Натальи Ильиничны Дальской стали самыми родными на свете для отмытого от многолетней грязи и вредных привычек бывшего беспризорника Васи Нестеренко. Незадолго до этого Дальская потеряла единственного сына, Володю, потому и усыновила сироту Васю, который тянулся к театру. Так мальчик нашел себе мать, нашел себе судьбу. Приемная мать Василия была незаурядной актрисой, дворянкой, окончила в свое время императорскую театральную школу. Но родные не простили дочери «позорной» профессии и отреклись от нее.

Но недолго наслаждался новой жизнью Вася. В конце концов «старое» напомнило о себе – и он, поддавшись соблазну, обокрал свою матушку. Когда краденое было прожито и промотано, дружки выбросили Василия «за ненадобностью», как щенка.

Наталья Ильинична приняла Василия со словами: «Всё, что произошло, – произошло с Васей Нестеренко, а с моим сыном – Владимиром Дальским – подобное больше произойти не может».

На всю жизнь он пронялся этой короткой «моралью». Вася Нестеренко был назван Дальским Владимиром Михайловичем – в память о рано умершем сыне Н. И. Дальской.

dalskij

dalskij_1

Дальский в кинофильме Шельменко-денщик (Кирилл Шпак - справа)

С новым именем начались и новые времена. Дальский работает истопником (профессия, достойная многих признанных талантов!) и начинает регулярно играть в рабочей самодеятельности, в клубе металлистов имени Лепсе.

В 1929 году в Никополь заглянули представители Киевского государственного музыкально-драматического института имени Н. В. Лысенко. Институт проводил «пролетарский набор» и подыскивал таланты и «самородков» в рабочей среде. Владимир стал студентом. Перед ним все отчетливее открывалась его мечта. Но болезнь матери заставила его в 1931 году возвратиться в Никополь.

Работая днем, по вечерам и выходным он одновременно играл в агитколлективе «Комсомольский перфоратор» – это была сатирическая «живая газета» в сценическом варианте. Ну, скажем, как нынешний «95-й квартал», «ПрожекторПэрисХилтон» или что-то вроде КВН.

Почему смеялся Бучма?

После смерти приемной матери в 1930-е годы (хотя по данным все того же «Зеркала недели», Наталью Ильиничну в годы войны повесили немцы. – Прим. ред.) Владимир поступил в 5-й колхозный передвижной театр. В массовках долго не задержался – ему начали предлагать более-менее серьезные роли. А наставник Григорий Никитович Завгородний сыпал остротами с «токарскими» словечками: «Ну, бісова душа, так не піде, одгвинчуй!». То есть, «играй заново».

dalskij_2

В. Дальский в фильме Шельменко

dalskij_7

Дальский в фильме Почему улыбались звезды

Кореспондент газеты «Київська правда» в 1994 году Юрий Медуница, проводя интервью с Дальским, спрашивал у актера:

Кто же вас вывел на большую сцену?

Владимир Михайлович отвечал:

– Без Завгороднего ничего бы не вышло. Это он взял меня на время отпуска в Харьков – тогдашнюю столицу Украины, чтобы показать, как он любил выражаться, «одному хорошему человеку». Тогда я ещё не знал, что это был сам Бучма! Амвросию Максимилиановичу очень понравилось, как я читаю, он искренне смеялся. Потом позвонил Лесю Курбасу. И на следующий день меня «смотрели» Крушельницкий, Ткачук…

– Бучма опекал вас и в дальнейшем?

– Не случайно вот висит у меня его портрет. «Броник» – так его с любовью называли друзья – был моим «крестным отцом».

Дальше – больше. В 1933–1935 годах В. М. Дальский уже актер Харьковского театра юного зрителя, в 1935–1941 годах служил в Харьковском украинском драматическом театре им. Т. Шевченко.

dalskij_3

Дальский в фильме Гадюка

dalskij_6

Дальский в фильме Сердце Бонивура

Как пишет журналист Сергей Панкратьев, «Когда началась война, Владимир Дальский уже был ведущим актером харьковского театра «Березиль». Но, не успев эвакуироваться с театром, попал в театр Киевского военного округа (потом он назывался Театром Северо-Западного фронта, позже – Сталинградским, Забайкальским). Уже по названиям можно определить географию его деятельности. В годы войны искусство сыграло большую роль. Один солдат как-то сказал артисту во время передышки: «Труднее всего на фронте подняться» (то есть пойти в атаку). Выступления артистов как раз и помогали бойцам подняться. В.Дальский, кроме ролей в театре, имел в годы войны большую концертную программу. Осуществил около тысячи выступлений на самых различных фронтах. Иногда не выходил из госпиталей по целым дням. Помнит и сейчас, как пришлось выступать перед двумя летчиками-инвалидами без рук и ног. Один из них долго ругался, выгонял его из палаты, просил яд. Потом выяснилось, что они вдвоем – актер и солдат – из Никополя. Самой дорогой наградой для артиста стал взгляд человека, возвращенного к жизни. Множество благодарностей получил тогда В. Дальский от самых различных командующих: Конева, Рокоссовского, Батова…». 

Маршал Жуков спросил: «Что пьете?»

Тысячи воинов на фронте молодели от песен и шуток, с которыми выступали в дуэте Дмитрий Франько и Владимир Дальский. А в 1942 году Дальского даже наградили боевой медалью.

В репертуаре фронтового театра были произведения Корнейчука, Шолохова, Симонова и, конечно, «классика». А у Дальского все роли, кроме деда Щукаря в «Поднятой целине», были солдатскими – но при этом всегда веселыми и изобретательными, смелыми и добродушными, честными и нежными… Пуп в пьесе «Партизаны в степях Украины» А. Корнейчука, Ножкин в пьесе «Последние рубежи» Ю. Чепурина, Тарас Соловей в «Крепости на Буге» С. Смирнова, солдат Минутка в «Победителях» Б. Чирского. Кстати, последняя роль Дальскому особенно памятна.

Со многим маршалами я встречался на фронтах. А вот с Жуковым встретился уже после войны, когда работал в Одесском театре Советской Армии, – вспоминал Владимир Михайлович. – На спектакль «Победители» Ю. Чирского, где я играл солдата Минутку, пришел Георгий Константинович. После спектакля меня вызвали к директору театра. Когда я вошел и увидел маршала, честно говоря, растерялся. Прославленный полководец подошел ко мне, пожал руку: «Спасибо за правдивую игру. Много мне встречалось на фронте таких солдат, которые, не раздумывая, отдавали свою жизнь за победу. (я в спектакле погибал, соединяя зубами провод связи). Что пьете?» Увидев за спиной маршала выражение лица директора театра, который только вчера прорабатывал меня за то, что позволил себе «пригубить», то ли с испугу, то ли от чистого сердца, выпалил: «Водку!» Эту встречу я запомнил на всю жизнь.

dalskij_4

Дальский в фильме Чрезвычайное происшествие

dalskij_5

Дальский в фильме Лада из страны берендеев

С 1957 года актер работает в Киевском академическом театре им. И. Франко. Более чем три десятилетия на столичной сцене. Здесь было сыграно много интересных ролей, здесь пришло самое большое признание, звание народного артиста СССР. Успешно работал В. Дальский и в кино, снявшись в фильмах «Иванна», «ЧП», «Гадюка», «Штепсель женит Тарапуньку», «Мы двое мужчин», «В мертвой петле», «Закон Антарктиды», «Шельменко-денщик» (всего – роли в 24 картинах)... Его партнерами были Зоя Федорова, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Михаил Кузнецов, Олег Стриженов, Михаил Пуговкин. Его последняя, и, пожалуй, лучшая роль в кино – помещик Шпак в картине «Шельменко-денщик», которая вышла 1971 году.

И вот в 1990 году в спектакле «Дядя Ваня» по Чехову Владимир Михайлович Дальский последний раз вышел на франковскую сцену...

Дом престарелых

Волею судьбы народный артист определился в Дом ветеранов сцены в Пуще-Водице на постоянное местожительство. Здесь же Владимир Дальский встретил Галину Басанец – человека, без которого, как признавался Владимир Михайлович, – уже не мыслил своей жизни. Они полюбили друг друга, позже официально зарегистрировали свой брак. И здесь, теперь уже в Гериатрическом пансионате, который В.Дальский с юмором называл «матросской тишиной», артист всегда был в центре событий, организовал художественную самодеятельность, поднял на надлежащий уровень культурный досуг проживающих здесь ветеранов. Даже сам Президент Украины Леонид Кучма пожаловал к корифею и вручил ему «Почесну відзнаку Президента». А Владимир Михайлович не тратил времени понапрасну и написал прекрасную книгу воспоминаний о своей жизни, о встречах с выдающимися людьми. И лежала эта рукопись отредактированная, перепечатанная и, к сожалению, никому не нужная. К кому только не обращался актер за помощью, да все только руками разводили: мол, не потянем, уж больно дорогое это удовольствие. Обидно за человека, который отдал всю свою жизнь искусству, весь свой талант людям. Ведь эти воспоминания – история украинского театра, правдивая, без всяких искажений. Для молодых начинающих артистов эта дожидающаяся спонсора книга была бы учебником мастерства актера, которого проводили в последний путь 16 лет назад на столичном Байковом кладбище, похоронив рядом с женой, которую звали так же ласково, как и супругу Сухова из «Белого солнца пустыни» – Екатериной Матвеевной…

dalskij_pam

Могила Дальского на Байковом кладбище

dalskij_tab

Мемориальная табличка на доме, в котором жил актер

 

Владимир РЕЗНИК,

г. Никополь.

ОТ АВТОРА

Дальский дружил с никопольским журналистом Михаилом Богуславским

 Помню, как Владимир Дальский вместе с народной артисткой УССР Зинаидой Хрукаловой (Днепропетровский театр им. Горького) раза три приезжали в Никополь в конце 50-х – начале 60-х годов прошлого столетия и выступали в созданном незадолго до того при клубе завода им. Ленина Никопольском народном университете культуры, где частенько выступали заезжие артисты. Знаю, что дружил и переписывался с В. Дальским никопольчанин Михаил Исаакович Богуславский – известный в те самые годы никопольский журналист и фельетонист (известный под псевдонимом Антон Бема), ответственный секретарь газеты «Никопольская правда». О своем друге Богуславкий тепло вспоминал в написанной им книжице «Никопольский народный университет культуры», изданной в начале 1960-х гг. в Днепропетровске. И, если мне не изменяет память, в последний раз на своей «малой родине» Дальский побывал в дни празднования 200-летия Никополя (отталкиваясь от принятой тогда даты 1780 г.) в сентябре 1980-го…

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

     Свежий номер уже в продаже

53-01

Посмотреть предыдущие выпуски

О нас

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ