НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная НОВОСТИ Знаменитые земляки Несостоявшийся художник, ставший создателем крылатой ракеты «Шторм»
Несостоявшийся художник, ставший создателем крылатой ракеты «Шторм» Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
19.08.2016 19:04

Не меньше 14 авиаторов из Украины не нуждаются в особом представлении, потому что большинство людей во всем мире знают их имена. Невозможно, например, переоценить вклад в науку, историю и прогресс таких украинских ученых, как Сергей Королев, Леонид Селяков, Петр Балабуев, Александр Макаров, Николай Скржинский, Валентин Глушко и другие.

В этом списке и наш земляк – авиационный и ракетный конструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, один из участников создания высокоскоростных самолетов, двухмоторных истребителей и сверхзвукового самолета с ракетным жидким топливом, один из разработчиков первых в стране беспилотных летательных аппаратов и ракет для сверхзвуковых перехватчиков, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер двух орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Матус Рувимович Бисноват.

Bisnovat

Матус Бисноват

Родился Матус Бисноват 23 октября 1905 года в Никополе, в бедной еврейской семье. Работать ему пришлось начать рано, с десяти лет, так что в 1916 году он уже трудился маляром-рабочим. Матус был разносторонне образованным человеком: в молодые годы увлекался живописью, посещал ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские – учебное заведение, созданное в 1920 году в Москве путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, образованных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества – прим. Авт.).

Он был знаком и дружил со многими представителями художественной, театральной и поэтической богемы того времени. Однако его призванием от Бога была техника, авиационное направление которой стало делом всей его жизни. В 1926-м Бисноват закончил рабфак, а в 1931 году – Московский аиационный институт. С 1938-го он – главный конструктор ОКБ ЦАГИ, где под его руководством созданы экспериментальные самолёты СК-1, СК-2. Несмотря на отличные летно-технические характеристики, эти самолеты так и не пошли в серию. Как написал известный писатель Ярослав Голованов в одной из своих публикаций, посвященных истории советской авиации, Матус Рувимович Бисноват был человеком талантливым, но не пробивным, в сравнении с таким «хищником», как, скажем, Яковлев.

В 1941–1948 годах Бисноват – главный конструктор ряда авиационных заводов, руководил выпуском истребителей ЛаГГ-3, разработкой новой авиационной техники. В 1942 году он был назначен начальником ОКБ-55, разрабатывавшим проект реактивного истребителя «302».

В 1948 году под руководством Бисновата разработан экспериментальный сверхзвуковой «самолёт 5» с жидкостным реактивным двигателем. С 1948 по 1953 годы в ОКБ-293 МАП под руководством главного конструктора М. Бисновата производились работы по управляемым ракетам «воздух-воздух» СНАРС-250. Прорабатывались варианты оснащения СНАРС-250 радиолокационной, инфракрасной и телевизионной головками самонаведения.

С 1955 года Матус Рувимович – главный конструктор и ответственный руководитель ОКБ-4 «Молния». Под его руководством разработаны и внедрены в серийное производство теплостойкие металлокерамические соединения, специальные виды обработки титановых сплавов и др. Его коллективом были разработаны, испытаны и запущены в серийное производство ряд управляемых ракет класса «воздух-воздух», таких как Р-8, К-80 (Р-4), Р-40.

В 1976 году КБ «Молния» вошло в состав НПО «Молния», созданного для разработки космического корабля многоразового применения «Буран».

Матус Бисноват, кроме научной работы, занимал достаточно высокие должности на очень серьезных предприятиях. В частности, был главным конструктором ОКБ авиазавода №23 (г. Ленинград), директором авиазавода №293 (г. Химки Московской области), главным конструктором ОКБ-4 (КБ «Молния»)

Интересный факт. В 1951 году в 28 лет Сергей Берия, сын известного соратника Сталина, стал доктором физико-математических наук. А его докторская диссертация называлась «Головки самонаведения против кораблей». Как оказалось впоследствии, это была научная степень не его, а нашего земляка Матуса Бисновата, создавшего в 1949 году самонаводящуюся крылатую ракету «Шторм». Во время так называемого «дела врачей» он из-за своей национальности подвергся репрессиям, и его детище «Шторм» вместе со всем КБ передали С.Берии.

raketa

Ракета «Шторм» на транспортной тележке

Только после смерти Сталина о Бисновате снова вспомнили, поскольку он имел 30-летний опыт работы с самонаводящимися ракетами. Матусу Рувимовичу поручили создание целого класса самонаводящих ракет «земля-воздух», «воздух-воздух» и т.п. Некоторые их образцы состоят на вооружении до сир пор, будучи модернизированными.

С начала 70-х годов прошлого века у Бисновата началось обострение диабета. Но он, как всегда, никого не посвящал в свои проблемы, даже тогда, когда у него трагически погибла дочь. Для него всегда главным делом всей жизни была его работа.

Болезнь прогрессировала, хотя конструктор не один раз проходил обследование в Кремлевской больнице, куда неоднократно приглашал с докладами своих подчиненных. Когда у Бисновата началась гангрена пальцев на ноге, медикам пришлось их ампутировать. К слову, Матус Рувимович не доверял кремлевским докторам, поэтому операцию ему сделал хирург в обычной районной больнице. На фоне диабета Бисноват катастрофически начал терять зрение. Но, даже будучи практически слепым, продолжал держать руку на производственном пульсе своего КБ.

proekt

Проект крылатой ракеты 15 ХМ «Шторм»

Умер Матус Рувимович Бисноват в 1977 году, в возрасте 72 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

 

 

Подготовила Ольга ПРИХОДЬКО

 

 

 

Наша справка:

Минимальная дальность атаки целей ракетой «Шторм» определялась на уровне 27 км. Максимальная – 80 км. При помощи ПВРД типа РД-1А ракета «Шторм» могла лететь со скоростью до 270 м/с. Аппаратура управления позволяла подниматься на высоту до 1500 м, однако перед встречей с целью последний участок полета происходил на высоте порядка 9-10 м. Для полета на минимальную дальность требовалось не более 110 с, на максимальную – около 300 с. При применении радиолокационной головки самонаведения обнаружения цели производилось на дистанции до 15 км в секторе шириной 30° в пределах от +10° до -10° в вертикальной плоскости. Характеристики других ГСН отличались незначительно.

Несмотря на все усилия множества специалистов, противокорабельная крылатая ракета 15ХМ «Шторм» так и не дошла до серийного производства и принятия на вооружение. Разработка подобного оружия оказалась крайне сложной задачей, из-за чего работы затянулись с соответствующим печальным результатом. Кроме того, завершению работ на определенном этапе помешали интриги отдельных представителей оборонной промышленности. Как следствие, войска получили ракетные комплексы на основе изделия КС-1 и другие подобные системы, а проект 15ХМ был закрыт.

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

     Свежий номер уже в продаже

53-01

Посмотреть предыдущие выпуски

О нас

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НА САЙТЕ