Магическая феерия третьего керамического |
![]() |
![]() |
09.07.2018 14:24 |
Третий керамический симпозиум «Скифия. Скиф и я», завершившийся под утро 29 июня, был уникален особенностью энергетики отклика современного сознания на древний мир. В создаваемых скульптурах гармонично соединялись сюрреализм с примесью сказочности и аутентичности. Но уникальность была не только в этом – ваятели и их творческие работы прошли проверку «злыми» силами природы: проливным дождем и сильными порывами ветра. Обжиг скульптур все-таки состоялся, хотя и не все работы дошли до феерии огня. Под проливным дождем участники симпозиума готовятся к обжигу Лепка скульптур – это не только творчество, но и работа: месим глину ногами! Андрей Ильинский вырос в атмосфере скифской атрибутики и сейчас в глине воскрешает ее символы Хрупкая и удивительная работа киевлян, которая «не дожила до обжига» Лучшая работаС каждым годом керамический симпозиум, который организовывают в Никополе как столице Скифии, становится все более статусным. Если два года назад в арт-городке работали восемь скульпторов, то в этом году – 19. География гостей нашего города охватывает практически всю Украину – Львов, Киев, Полтава, Харьков, Славянск, Мелитополь. В течение семи дней территория за краеведческим музеем была творческой мастерской под открытым небом, платформой для креативного диалога далекого прошлого и современности. Супруги Прохорович, Полина и Андрей, приехали из Мелитополя. Андрей в Никополе впервые, а вот Полина уже была участницей прошлогоднего керамического симпозиума, и тогда ее работа «Олень» была премирована организаторами и спонсорами арт-действия. Супруги – профессиональные дизайнеры, но как признаются, всегда хотели попробовать себя в скульптуре. Я познакомилась с ними в тот день, когда вдохновенная работа над их скульптурной композицией «Хранитель памяти» подходила к завершению. Хранитель – это и есть скифский бог Папайос (в греческой мифологии – Зевс), который изображен с обличием человека и крыльями орла. Руками-крыльями Папайос охватывает курган, хранящий память о скифах. В полом внутреннем пространстве – сюрреалистические фигурки, олицетворяющие время и жизнь. По итогам симпозиума работа Полины и Андрея Прохоровичей «Хранитель памяти» признана лучшей! Прародитель ПапайПолина и Андрей Прохоровичи работают над скульптурой скифского бога Папайоса – Папайос, или еще говорят Папай, – центральная фигура многих создаваемых в этот раз скульптур, – говорит специалист по скифской истории и консультант симпозиума Сергей Тороп. – Он считается прародителем скифов: Папай и дочь Борисфена были родителями первого скифа Таргитая. У него было три сына – Липоксай, Арпоксай и Колаксай, которые дали начало трем ветвям скифского народа. При сыновьях Таргитая с неба упали золотые плуг с ярмом, секира и чаша, забрать которые удалось только Колаксаю. Он и стал правителем древней Скифии. Эту легенду передал Геродот. Скифский царь Индантира в ответе Дарию во время скифо-перской войны утверждал: «Владыками же своими я считаю только Папая, моего предка, и Апи, царицу скифов». Мифология скифов дошла до нас лишь частично, поэтому некоторые легенды и значение имен удается установить с помощью сравнительно-исторического языкознания. «Хранитель памяти» предан огню Вторая премияАндрей Ильинский, Виктория Заваденко «Возникновение государственной символики» – вторая премия «Возникновение государственной символики» – общее названием трех работ, авторами которых являются киевляне Андрей Ильинский и Виктория Заваденко. Украинский художник, скульптор-керамист и график Андрей Ильинский уже известен никопольчанам – на первом керамическом фестивале в 2016 году его совместная со Светланой Шевченко работа «Скифская змееголовая богиня Апи» получила вторую премию. Об Андрее Алексеевиче мы уже писали и неоднократно, просто напомним, что он сын выдающегося археолога-энциклопедиста, исследователя киммерийской и скифской эпох Алексея Ивановича Треножкина и скифолога Варвары Андреевны Ильинской. Алексей Треножкин – учитель Бориса Мозолевского, и также был на раскопках в наших краях. – Я вырос среди скифской атрибутики, эта тема мне близка, поэтому с большим удовольствием приезжаю в Никополь и окунаюсь не только в магический акт творения, но и в атмосферу прошлого. В этом году мы с Викторией в очередной раз «проникли» в глубины скифской истории. Центральной частью нашего триптиха вы видите трезубец. Так вот, украинский герб «Трезубец», означающий морского бога Посейдона, не имеет никакого отношения к Рюрику, жившему на девять веков позже, а появился как символ сарматских царей. От сарматов трезубец унаследовали и скифы. Согласно языческим верованиям тризуб отображает Роду (или Триглав): женское начало Макош (левая часть), мужское начало Даждьбог (правая часть), в центре – Перун (божество жизни и смерти), – комментирует Андрей Ильинский. Работа «Возникновение государственной символики» получила вторую премию. Техника ракуЭти яркие предметы изготовлены по технике раку Жительницу областного центра Ольгу Мишину пригласили организаторы керамического симпозиума Вячеслав Гуденок и Татьяна Максимчук. Ольга – специалист по уникальной технике раку, для обитателей арт-городка она провела мастер-класс. Техника раку, в переводе означает буквально «наслаждение», зародилась в Японии под влиянием духовного учения дзэн, которое учит замечать скрытую гармонию в малых вещах и находить красоту в простоте и естественности форм. В результате техники раку керамика приобретает металлический оттенок. В процессе керамическое изделие дважды подвергается сильному тепловому удару в специальных печах при температуре 850–950 градусов. После первого обжига изделие декорируют глазурью, фриттами и специальными эмалями. Далее – второй обжиг. Я стала «невольным» свидетелем, как после нагрева, открыв печь, изделие быстро погружали в контейнер с опилками. Здесь оно остывало. Керамисты отмывали свои «детища» губкой и мылом, удаляя следы горения и раскрывая керамику во всем ее металлическом блеске. Из прошлого в будущееЕкатерина Власова со своей работой «Вектор» – третья премия Рождение новой работы – процесс захватывающий. В этом я убедилась, наблюдая за работой Екатерины Власовой из Полтавы. Ее талант многогранен не только в декоративно-прикладном искусстве – Катя увлекается фотографией, скалолазанием и фаер-шоу. В Никополь приехала впервые и сразу стала лауреатом – ее работа «Вектор» получила третью премию. Ее скульптура – «отражение» трехгранного наконечника скифской стрелы с клеймами и абстрактными обобщенно-славянскими штампами, в которых закодирована история. – В штампах – синтез культур, – говорит Катя. – Чем больше я изучаю историю, тем сильнее убеждаюсь – на планете Земля все взаимосвязано. Моя скульптура – это своеобразный «информационный вектор» из прошлого в будущее. Жюри, отмечая продуманность и художественность работы Екатерины Власовой, было единогласно в том, что в борьбе за третье место предпочтение следует отдать «Вектору». Ваяния от никопольчанНикопольчанка Виталина Зеленская и ее скульптура «Мать прарождения» Борьба за третье место была напряженной. Многие работы отличались художественным мастерством ваятелей и сюжетной линией. К примеру, ваяние дуэта – скульптора из Львова Надежды Отряжной и скульптора из Харькова Федора Бушманова «Зерно». Росток – основы жизни – изображен авторами в виде женского лица в коническом головном уборе. Юная никопольчанка Ксения Осмоловская покорила работой «Сила духа». Сильная и любящая волю птица орел, символ неба, держит змею. Концепция работы – непобедимость воина. В работе Ксюше помогали родители. Виталина Зеленская – тоже никопольчанка. Скульптура «Мать прарождения» символизирует скифскую царицу Апи, покровительницу матерей и рожениц. Ваяние имеет крепкую женскую фигуру, потому что для вынашивания рода нужно много сил. И хотя работы Ксении и Виталины не стали победительницами, но достойны нашего внимания. Еще четыре работы никопольских начинающих и бывалых мастеров пополнят скульптурный парк возле городского музея. «Линия жизни», символизирующая извивистый жизненный путь, принадлежит Ане Прокопенко, а «Послание потомкам» с древними рукописями – Карену Саркисяну. Они – ученики Татьяны Максимчук и Вячеслава Гуденка. Татьяне и Вячеславу и принадлежит идея проведения керамического симпозиума. Кроме того, что они – организаторы, всякий раз сами принимают участие в создании фигур. В этот раз их работа «Семя» символизировала мужское и женское начало – в соединении двух долей появляется жизнь. В работе использована глазурь, которая после специального обжига «заметаллизировалась» в изумрудные переливы. Сергей Резников – профессиональный скульптор. Он сам родом из Славянска, но вот уже два года живет в Никополе. Его ваяние «Пламя» символизирует вечный огонь. Ладошка начинающего скульптора«Керамическая галерея», созданная руками горожан Интерес к керамическому симпозиуму проявляется все больше и больше. В течение недели на арт-площадку за краеведческим музеем приходили никопольчане, желая попробовать слепить что-то незамысловатое или попросту оставить отпечаток своей ладошки. Из этих работ и создана «керамическая галерея» на тыльной стороне здания местного музея. Ее инициатор – Аня Прокопенко. Гостям всегда рады!К большому сожалению, не все работы дошли до скульптурного парка. Воздушное и нежное олицетворение бесконечности бытия известного киевского керамиста Артема Присяжнюка – одна из них. Артем приехал в Никополь с командой – Натальей Ханановой и Алиной Ковалевой. В работе над сложными концептуальными ваяниями они применили инновацию – керамическое литье под открытым небом. Жаль, конечно, что удивительная работа киевлян разбилась, но Никополь всегда им будет рад. Симпозиум-2018 «закрыт», ждем уважаемых гостей в следующем году!
Наталья РАЗУВАЕВА. Фото автора и из Интернета.
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |
Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"