НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Никополь и его история ЛЕТЧИКИ-АСЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ ОЛЕФИРЕНКО
ЛЕТЧИКИ-АСЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ. ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ ОЛЕФИРЕНКО Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 1
ХудшийЛучший 
29.08.2018 08:56

Зам. командира авиаполка Александр Покрышкин, летчики Крюков, Глинка, Семенишин были вызваны в штаб 4-й воздушной армии на совещание. Штаб располагался в пригороде Краснодара, в станице Пашковской. Вылетели туда на самолетах.

Садились на незнакомой площадке ограниченных размеров. Здесь базировалась лишь эскадрилья связи. Последней на небольшую площадку садилась «аэрокобра» под номером тринадцать. В конце пробега она неожиданно крутнулась на месте и мягко легла на крыло.

Когда поспешившие на помощь техники подбежали, плечистый капитан с орденами на груди удрученно рассматривал поврежденное шасси, которое при посадке попало в глубокую, засохшую после прохождения танков колею и надломилось.

С капитаном поздоровался прибежавший вместе со всеми командир эскадрильи связи армии старший лейтенант Иван Олефиренко. Занятый своими мыслями, летчик рассеянно ответил на его приветствие, потом поднял голову, узнав старшего лейтенанта, тут же спросил:

– Можешь связаться со штабом нашего полка и передать, чтобы к вечеру они прислали за мной самолет?

– Да вы не беспокойтесь, товарищ гвардии капитан, – успокоил летчика Олефиренко. – Доставим сюда запасные части. Отремонтируем быстро.

По дороге к ждавшему «Виллису» летчики разговорились. Старший лейтенант рассказал, что службой своей он недоволен. Начинал инструктором аэроклуба, потом был начальником филиала аэроклуба, дал многим ребятам путевку в большую авиацию, а сам застрял тут на «кукурузнике». Обидно. Ведь он стремился стать истребителем.

Заметно смущаясь, Олефиренко сказал:

– Товарищ капитан, поговорите с командующим армией о переводе в ваш полк.

– Вы же не летаете на истребителе, а только на «У-2».

– Я же сказал, что до войны был инструктором в авиаклубе. Истребитель освою быстро. Поверьте, не подведу, товарищ Покрышкин.

– Но мы можем взять вас в полк только на должность рядового летчика, а вы сейчас командир отдельной эскадрильи. Кроме того, летчикам-истребителям часто достается в боях, – пытался разубедить Олефиренко Покрышкин, понимая всю сложность переучивания летчика на боевой самолет во фронтовых условиях.

– Согласен быть рядовым летчиком, но на истребителе! А опасность меня не пугает.

– Хорошо! Если предоставится возможность, доложу командарму о вашей просьбе и буду ходатайствовать о переводе к нам.

pokrishkin

Александр Покрышкин

«Даже если ты сбил хотя бы один самолет в своей жизни или не сбил ни одного,
а просто вернулся из боя живым, можешь считать себя счастливчиком»,
– говорил Александр Покрышкин

По дороге в штаб армии Покрышкин думал об Олефиренко. Вспоминалось, как трудно ему самому дался переход в истребители, и если бы не моральная поддержка со стороны известного летчика-испытателя Степана Супруна, непродолжительные беседы с ним тогда, за несколько лет до войны, во время отдыха в Хосте, неизвестно, как бы все и обернулось. А кто поможет Олефиренко?

Совещание у командарма ВА-4 К. А. Вершинина закончилось во второй половине дня. Прощаясь, Покрышкин передал генералу просьбу старшего лейтенанта Олефиренко.

– Какой же из него истребитель? – удивился командующий.

– Товарищ генерал, разрешите взять его в мою эскадрилью и помочь ему переучиться. Он хочет стать истребителем. Главное, что человек стремится к цели, а остальное все преодолимо.

– Что ж, я не возражаю, – подумав, сказал Вершинин и добавил: – Но смотри, капитан, он ведь привык летать на «кукурузнике». Хорошенько проверь его, прежде чем решишь посылать его в бой.

Когда Покрышкин приехал на аэродром, Олефиренко, с нетерпением его дожидавшийся, от волнения даже не решался спросить о результатах разговора с командующим.

– Ну все, готовься сдавать эскадрилью, – сообщил ему Покрышкин и неожиданно улыбнулся.

– Серьезно? Вы не шутите? – Олефиренко не верил, что его судьба может так быстро измениться.

– Какие могут быть шутки. Командующий отпускает тебя.

– Спасибо, большое спасибо, – дрожащим от волнения голосом проговорил Олефиренко.

Потом Иван Олефиренко сам вызвался доставить Покрышкина в его авиаполк на своем «Пе-2». Наблюдая за ним в полете, Покрышкин думал: «Надо же. У человека «теплое» место, мог бы сидеть тут до лучших времен, а он нет, сам рвется в пекло». 

*** 

letchikiРосла молодежь, набиралась боевого опыта. К безграничной отваге прибавлялось умение. Опытные летчики старались учить молодых, оберегали их в жарких схватках. Особое внимание приходилось уделять тем, кто выполнял первые боевые вылеты, действовал пока неуверенно и напряженно. К таким летчикам относился и закончивший переучивание с «У-2» на истребитель Иван Олефиренко.

В первом своем бою в составе группы он не смог сбить «фоккера». Вражеский истребитель удрал из боя.

Выйдя из самолета после заруливания на стоянку, Олефиренко со злостью снял с головы шлемофон, бросил его на траву. Покрышкин подошел к нему.

– Что с вами, Олефиренко? Почему такой расстроенный?

– Не получается из меня истребитель, товарищ майор, – ответил Иван Покрышкину.

– В чем дело? Объясни толком.

– В том-то и дело, товарищ гвардии майор, что толку во мне никакого. Подкрался к «фоккеру», стрелял, стрелял, а толку никакого. Он себе летит дальше и все!

– И даже спасибо не говорит, – вставил кто-то из летчиков. Летчики дружно засмеялись. Улыбнулся и Покрышкин.

– А ты понял, почему его не сбил?

– Потому что не попал.

Олефиренко озадаченно молчал, притихли и другие летчики.

– С какого расстояния начал стрелять?

– Метров с двухсот, как положено по инструкции.

Майор Покрышкин отошел в сторонку, выбрал место почище, взял палочку и, рисуя на земле схему, подробно объяснил, как расходится пучок пуль и снарядов при стрельбе в воздухе.

– А ты подойди к «мессеру» поближе, ударь по нему, скажем, метров со ста и тогда не будешь в отчаянии бросать шлемофон на землю. Правда, для того чтобы подойти к противнику на такое расстояние, надо иметь выдержку, волю, наконец, просто злость на врага! Понял?

– Понял, товарищ майор!

Посмотрев на расстроенного Ивана, Покрышкин положил ему руку на плечо и сказал:

– Ты это, особенно не горюй. У меня тоже были такие ошибки, стрелял по инструкции. Впереди еще много боев. Еще не одного фашиста отправишь с небес на землю.

Повернулся и пошел на КП. Этот Олефиренко ему определенно нравился. Человек оставил тихую, безопасную должность командира эскадрильи связи при штабе армии и пошел в полк рядовым летчиком-истребителем. Он хочет стать асом. И такой своего добьется.

Из книги Константина Сухова «Эскадрилья ведет бой» (из-во ДОСААФ, Москва, 1983 г.), однополчанина И. Олефиренко: «Особенно отличился в этот день Клубов: он сбил три вражеских самолета! Жердев и Чистов одержали по две победы. Иванов, Старчиков, Труд, Олефиренко, оба Никитины – по одной (стр. 153).

Летчики летали на «охоту». Сбили еще несколько «Ю-52», вынудив гитлеровское командование ликвидировать мост, связывавший Одессу с Крымом.

Коль полные баки позволяли, отдельные пары стали ходить и в районы Никополя, где еще оставались немцы, и тоже перехватывали транспортные самолеты противника». Здесь в полете Иван вспоминал своих ребят из аэроклуба: где сейчас сражаются его воспитанники?

Еще эпизод из книги «Эскадрилья ведет бой»: «Боевой счет наших летчиков растет, пополняется. Многие одержали уже немало блестящих побед. Так, Чистов и Олефиренко вогнали в землю по «Фокке-Вульфу-189». А ведь «раму», да еще прикрытую истребителями, сбить не так легко! Обретает уверенность и остальная молодежь, совершенствует тактическую выучку и огневое мастерство» (стр. 145).

 

Владимир Резник.

 

Наша справка

 В начале лета 1936 года в Никополе организовывался аэроклуб. В город прибыли летчики-инструкторы Готальский, Козычев, Данилевский, Питалов, Николай Забойченко, инструктор по полетам Клавдия Колотова – девушка из Уфы. Среди прибывших был также инструктор по полетам Иван Олефиренко.

В 1937 году в Марганце был открыт филиал никопольского аэроклуба, а начальником был назначен Иван Константинович Олефиренко. Около тридцати марганчан – Петр Кисиленко, Иван Кириченко, Александр Величко, Павло Ткач, Степан Чухненко и другие – записались в аэроклуб.

Аэроклуб – центр притяжения патриотов, решивших подвигами в «пятом океане» приумножить мировой авторитет своей отчизны.

Работал Иван Олефиренко начальником Марганецкого филиала Никопольского аэроклуба до августа 1941 года.

С 15 августа 1941 года в рядах Красной Армии, в должности командира звена 4-й эскадрильи 9-го отдельного авиаполка Особой авиационной группы Гражданского Воздушного Флота (4-я Воздушная армия, Северно-Кавказский фронт). Основная работа заключалась в выполнении заданий по связи с авиаполками 65-й дивизии и эвакуации самолетов, севших на вынужденную посадку. В 1942–1943 гг. был закрепленным летчиком для обслуживания и выполнения особых заданий генерал-майора Алексеева.

Всего на самолете «У-2» выполнил 394 вылета, в том числе ночью, в тыл противника.

Награжден двумя орденами Красного Знамени.

 

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".