Как это было. Доля Марии |
![]() |
![]() |
13.11.2018 10:02 |
Второй день рожденияСедой хирург наклонился над девушкой: сильнейшее сотрясение, перелом трех ребер. В сознание не приходит вот уже пятый час. Рядом с ней – другая, совсем уголек обгоревший. В соседней палате – светловолосый юноша с простреленной ногой и разбитым подбородком. Ваня Соленов вроде сделал все, чтобы спасти экипаж. Вытащил из горящей кабины и командира, и штурмана. Только успел чуть откатиться – мощный взрыв. Пламя подобралось к центральному баку с горючим. А тогда седой хирург ей сказал: – 2 июня 1943 года – это твой второй день рождения, девочка… …Мария этот день помнит до мельчайших подробностей. В разгар боя кончаются патроны, пулемет штурмана умолкает, Мария идет на снижение. Один «мессер» нагнал самолет и подошел слева вплотную. Отчетливо видно лицо пилота. Он поднял руку и сначала показал один, а потом два пальца. Это был вопрос: «Как тебя сбить: за один заход или за два?». Тут же ощутили удар по самолету. Загорелся второй мотор. Снова атака. Галя Джунковская, не раздумывая, начала отстреливаться ракетами. Эффект получился неплохой. Противник был ошеломлен» новым огневым средством» и уже не решался больше подлетать к самолету… Внизу течет Кубань. Это линия фронта. Лишь бы перетянуть ее. А самолет словно пылающий факел – пламенем объяты оба мотора. Мария дает команду штурману и стрелку-радисту покинуть самолет. Ваня Соленов отвечает: «Тяни, командир, дотянем. А если погибать, то вместе». А дальше… Земля… Ваня из последних сил отбивает люк… Экипаж подобрали зенитчики и отвезли в станицу Славянскую, в медсанбат… Вот такой был «второй день рождения», после которого Мария горела во сне лет пятнадцать… Летчица Мария Долина в годы войны Герой Советского Союза Мария Долина в мирное время Инструктор никопольского аэроклубаПередо мной статья-интервью журналиста Ивана Науменко с бывшим первым заместителем командира Днепропетровской дивизии противовоздушной обороны, военного летчика первого класса полковника Анатолия Короля «Небо военного летчика», газета «Досье» №33 от 15.08.2002 года. Вот что полковник рассказывает: «В 1937 году я поступил учиться в 8-й класс Михайловской СШ, а в октябре при районном Осоавиахиме был создан планерный кружок Мелитопольского аэроклуба, и почти 80 учеников записалось в него, гордо именуя себя курсантами. Среди нас были две девушки – Мария Долина и Клавдия Винниченко. Инструктор-планерист почему-то решил предоставить первый полет на планере Марии Долиной. Для того чтобы взлететь, надо было натянуть резиновый амортизатор на 50 шагов двумя тройками за два конца. Ведущим был я, достаточно высокорослый для моих лет. Шаги я громко считал, и когда инструктор услышал: «Пятьдесят», скомандовал: «Старт!». Мария нажала на крючок, планер отцепился, взмыл вверх метров на десять и с этой высоты упал на нос, обломал крылья. На этом полеты закончились, мы горевали. А причина была такая. Долина во время старта резко взяла ручку на себя и планер, как говорится, задрал нос. Надо было ручку держать в нейтральном положении, планер максимально поднялся бы на один-два метра и полетел по прямой, а тогда уже бери ручку на себя. И все же наша группа планеристов, хоть и была удручена первой неудачей, не распалась. Тем более, что вскоре было принято решение организовать в Михайловке филиал Мелитопольского аэроклуба…». Мария Долина с отличием окончила филиал Мелитопольского аэроклуба. А в 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу. Была направлена в Днепропетровский аэроклуб имени Полины Осипенко летчиком-инструктором. В январе 1941 года Мария Долина была направлена в Никопольский аэроклуб и назначена командиром звена. Работу инструкторскую Мария любила и за ребят-курсантов переживала. Особенно когда экзамены сдавали. Все летчики-инструкторы волновались, курили папиросу за папиросой. А у Марии было свое средство от волнения – леденцы в летном комбинезоне. Следя за полетом курсанта, Мария один за другим хватала их из кармана. 44 курсанта Мария Долина подготовила, работая инструктором в Никопольском аэроклубе. Наверное, так и продолжала бы выдавать ребятам «путевки» в мирное небо, если бы не война. Первое боевое заданиеМария (слева) со своим штурманом Галиной Джунковской В августе 1941 года Никополь был спешно эвакуирован, а про Никопольский аэроклуб забыли… Вот воспоминания Марии Долиной из ее книги «Дочери неба»: «Мы уже ощущали смрадное дыхание фронта – немецкие танки стояли в 80-ти километрах от Никополя, а приказа о нашей эвакуации все не поступало. Многих ребят-аэроклубовцев мобилизовали, за старшую оставили меня. И все хозяйство наше на мне осталось, а мы только-только новехонькую матчасть получили – самолеты УТ-1 и УТ-2 и две бензоцистерны с горючим. Я безуспешно атаковала просьбами командира отступающей 66-й истребительной дивизии Старостенко: – Товарищ полковник! Зачислите нас в состав части! возьмите добровольцами с нашими самолетами! Но он раздраженно отмахивался, распаляясь с пол-оборота: – Да отстань ты, ради Бога! Мне бы свои самолеты спасти! Когда немецкие танки находились в 50 километрах от Никополя, я опять прибежала к Старостенко. В дивизии беготня, суматоха – отступление. Полковник даже не замечает меня. Пикировщик Пе-2, на которых летали «дневные ведьмы» Я ему в спину плачу, ору: – Это же предательство! Вы что, хотите бросить нас здесь и самолеты оставить врагу?! Командир вдруг резко развернулся и посмотрел на меня в упор: – А ночью ты летаешь? Я хотела ему соврать, но не посмела – в учебной программе аэроклуба ночных полетов не было. «Вслепую» летала – в закрытой кабине, когда летчик ориентируется только по приборам, в тумане летала, в условиях обледенения, а ночью пока не приходилось летать. – Вот тебе первое боевое задание, – принял решение командир дивизии. – Справишься – возьму к себе в летный состав. Нужно перегнать через Днепр в Каменку три самолета, уничтожив при этом ангары, бензоцистерны, чтобы они не достались врагу. Прилетите, доложите – можете считать себя военлетами. …Слезы застилали глаза, когда вместе с друзьями по аэроклубу мы поджигали цистерны с бензином и ангары, собственными руками уничтожая родной аэроклуб. …Это было мое первое боевое задание, первый и самый страшный боевой вылет… … Не знаю, каким чудом, но мы выполнили задание комдива. Перелетели через пылающий Днепр и посадили самолеты вслепую – аэродром нельзя было обозначать огнями. Все три машины благополучно прибыли в расположение дивизии. Комдив Старостенко сдержал слово – зачитал благодарность за отличный боевой вылет и приказ о зачислении в личный состав полка. Это была моя первая и самая памятная боевая награда. Тогда же в штаб армии ушли документы на представление нас к первому офицерскому званию – младших лейтенантов. Так началась моя фронтовая жизнь. Шел июль 1941 года, мы оставляли Украину…» (Мария Долина. Дочери неба. Дневные ведьмы на пикировщиках. Киев, из-во «Довіра», 2010, стр. 31–33). Маресьев воевал в нашем небеМария Ивановна с бывшим курсантом Никопольского аэроклуба Валентином Рачняком, 2007 год Хочется добавить еще один эпизод о человеке, который защищал никопольское небо. Здесь начинались фронтовые будни еще никому тогда не известного летчика Алексея Маресьева. Отсюда берут начало мужество и героизм человека, подвиги которого при жизни стали легендой. В 296-м полку 66-й истребительной авиадивизии было много выпускников Батайской летной школы. Среди них – Балашов, Демидов, Круглов, Вишняков, Соломатин, Кулев и младший лейтенант Маресьев. 14–17 августа 1941 года 296-й авиаполк базируется на окраине Никополя. С Никопольского аэродрома летчики-истребители совершали полеты по штурмовке врага в районах Днепропетровска, Кривого Рога, Каховки и других населенных пунктов. В последний день пребывания в Никополе военком полка сообщает военкому 66-й авиадивизии о высоком морально-политическом подъеме личного состава полка. В подтверждении этого приводится один пример: «…младший лейтенант Маресьев Алексей Петрович, 1916 года рождения, член ВЛКСМ, в армии с 1937 года, произвел разведку и точно установил место нахождения противника, а затем навел на цель бомбардировщики». 21 августа штурмовыми действиями наших летчиков были уничтожены 12 автомашин и колонна немцев, двигавшихся по направлению к Днепропетровску. Среди отличившихся в этом бою – А. П. Маресьев. С 22 августа по 9 сентября 1941 года летчики 296-го истребительного авиаполка совершили 24 боевых вылета в районе нашего города. И вновь в политдонесении – имя Алексея Маресьева. Но вскоре из-за значительных потерь полк был выведен в резерв и отправлен в тыл для пополнения новыми самолетами. А. П. Маресьев был откомандирован в другую часть. Таковы неизвестные страницы боевой биографии А. П. Маресьева. Так в июльских–августовских сражениях в никопольском небе закалялись его боевой характер, неукротимая воля к победе! Те первые бои, в которых мужала молодость, стали истоками бессмертного подвига героя «Повести о настоящем человеке» А. П. Маресьева.
Владимир РЕЗНИК.
Окончание следует
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |