НТМ - Новини Твого Мiста

  • leftlayout Layout
  • rightlayout Layout
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Ассорти Все для фронта, все для победы. Окончание.
Все для фронта, все для победы. Окончание. Печать E-mail
Рейтинг статьи: / 0
ХудшийЛучший 
03.05.2011 09:53

Всенародная помощь

армии

20 июля 1941 года газета «Правда» опубликовала предложение трудящихся страны создать фонд помощи Армии. И сразу же движение за создание общенародного Фонда обороны Родины приняло массовый размах. Люди добровольно и с энтузиазмом передавали в Фонд обороны страны накопленные за долгие годы денежные средства и личные драгоценности.

Активное участие в этом принимали ученые, писатели, артисты, конструкторы, композиторы. Писатель М. Шолохов передал присужденную ему за «Тихий Дон» Государственную премию в размере 100 тыс. рублей, А. Твардовский и В. Лебедев-Кумач передали по 50 тыс. рублей. Известные ученые академики А. Байков и Б. Веденеев внесли по 290 тыс. рублей. Также средства для Фонда передали конструкторы военной техники Яковлев, Кошкин (создатель танка Т-34) и др. Семья великого поэта Лермонтова отдала в Фонд различные антикварные семейные драгоценности на сумму 20 тыс. рублей.

В 1942 году в газете «Правда» было опубликовано сообщение, что саратовский колхозник Ферапонт Головатый внес на строительство именного боевого самолета 100 тыс. рублей личных сбережений. «Правда» опубликовала письмо Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, который от имени Вооруженных Сил передал Ф. Головатому благодарность. А шотландский врач из Эдинбурга прислал саратовскому колхознику письмо с утверждением, что за границей не верят, что у него будут последователи. Но советские люди рассуждали иначе, ведь они были воспитаны на дружбе, доброжелательности, любили Родину и верили своему правительству. И через месяц уже 43 человека из Саратовской области внесли на строительство «саратовской» танковой колонны и эскадрильи самолетов по 100 тыс. рублей и больше.

Священники православной церкви отдавали драгоценности и дорогие вещи со словами: «Во имя православия и Победы над врагом и сохранности жизни воинов в справедливой войне». Туркменка Нур Набид Нанаева внесла на укрепление обороны все свои свадебные серебряные украшения весом 1кг 400 г. А кочевник Чукотки Карауга передал на оборону 15 оленей. Сдавали также пушнину, собранные в лесу лекарственные растения, ягоды, фрукты, мед, которые шли в военные госпитали. Многие не называли своей фамилии из-за скромности, чтобы их не афишировали: «Сдают все, и я должен». В почтовых конвертах с надписями «В Фонд обороны страны», «На оборону Родины» передавали пятирублевые золотые монеты, кольца, ювелирные украшения. Вместо фамилий люди указывали «На оборону от патриота Социалистической Родины» или «От советского человека». Главное, что из Москвы всем приходили сообщения о получении, со штампом и знаком благодарности.

Мы, молодые первоуральцы, также подключились к этой инициативе. Наша сверхплановая труба шла в особый фонд Верховного Главнокомандования РККА. Нам были вручены специальные удостоверения с указанием количества сверхпланового проката и его стоимости. Вместе с этим мы отчисляли средства на построение Уральского Добровольческого танкового корпуса, с которым ушел на фронт мой отец. Комсомольцы Свердловской области передали фронту три танковые колонны «Свердловский комсомолец», изготовленные на средства сверхплановой продукции.

tarasenko1

Не отставали от тружеников тыла и фронтовики. Бойцы и генералы передавали на производство вооружения деньги, облигации. Большие суммы поступали от целых фронтов действующих армий. Средства в народный Фонд обороны страны продолжали поступать и в последующие военные годы. Теперь все чаще сдавали не на оборону вообще, а на строительство боевой техники – танковых колонн, авиационных эскадрилий, бронепоездов, бронекатеров, артиллерийских батарей, санитарных поездов. В большинстве случаев на бортах танков или фюзеляжах самолетов делались надписи: «Смерть фашистским оккупантам!», «Советский рабочий», «Колхозник», «Тракторист». И недаром «Из одного металла льют – медаль за бой, медаль за труд!»

Последнее письмо

Еще шла война, но после Сталинградской битвы и Курской дуги «непобедимая» армия Гитлера покатилась на Запад – это был ее закат. В феврале был освобожден Никополь. Мы решили отметить это «салютом» – в раскаленную трубу, перед задачей ее в валки автомат-стана, бросали соль, от скопления газа из трубы вылетал мощный «орудийный» звук. Бывшие в эвакуации южане стали собираться в дорогу домой. С первой группой уехали моя мать и брат Леня. От отца с фронта пришли три письма, в которых он писал, какие ожесточенные бои идут за освобождение Прибалтики. Последнее письмо было написано 24 июля 1944 года.

Однажды, придя с работы, я нашел на своей подушке письмо, почерк был незнаком. Я сразу все понял и боялся его трогать. В нем было сообщение: «Павел Тимофеевич Тарасенко погиб смертью Героя, освобождая литовскую землю от фашистских захватчиков в деревне Козуяни 27 июля 1944 г. Гвардии старший лейтенант, пом. начальника штаба Маркелов». Всего на фронтах Отечественной войны погибли двести двадцать южнотрубников.

Конец войне

Утром 9 мая 1945 года мы пришли на смену, но по заводу была озвучена команда: «Смену не принимать, все на митинг». Мы сразу догадались – Победа. На митинг пришел весь завод. В скверике перед третьим волочильным цехом люди стояли на рельсах, залезали на вагоны и крыши цехов, чтобы увидеть и услышать, кто говорит долгожданные слова: «Конец войне! Победа!»

Четыре долгих года мы шли к этому дню, а когда он настал, все немного растерялись и даже не отпраздновали его как следует. Был митинг, поздравления, все плакали и обнимались, но казалось, что этого мало для такого дня – нужно что-то грандиозное. За долгие годы народ отвык от праздников. Впервые этот день был нерабочим, неплановым – настоящий выходной со слезами на глазах и с радостью на душе.

Секрет Победы

Немецкое командование, его генералы и военные стратеги задавались вопросом и не могли понять, как удалось СССР (как они его называли – «карточный домик») в первый год войны увеличить количество военной техники с новыми техническими образцами за столь короткий период, в то время, как значительная часть территорий, особенно металлургическая и военная промышленность, была утеряна.

А секрет один – любовь к Родине многонационального народа, самоотверженный труд тыла, сплоченность в единый кулак, сознательная самодисциплина, монолитное единство фронта и тыла, руководящая и направляющая сила Коммунистической партии Советского Союза. Каждый советский человек был патриотом своей Социалистической Родины. У каждого на устах было: «Все для фронта, все для Победы!» Была цель и уверенность, что мы победим.

Мы победили, да еще как! Разгромили и уничтожили 507 из 587 немецких дивизий и 100 дивизий гитлеровских сателлитов. Сейчас мы вспоминаем прошлое, сравниваем наши дела и их результаты.

Я вспоминаю тяжелую трудовую жизнь подростков-ремесленников на Уральском военном Новотрубном заводе № 703 в дни Отечественной войны. У меня перехватывает дыхание, и слезы появляются на глазах, когда я вспоминаю те времена. Расскажу только один момент из тысячи.

tarasenko

Наши ребята, которые были невысокого роста, вставали на деревянные, ими же сбитые ящики-подставки, чтобы дотянуться клещами и оправой до воронки прокатного автомат-стана. Затем нужно было быстро успеть заменить раскаленную оправку на охлажденную в воде перед подачей трубы в валки стана. Эта труба проходила возле ноги на расстоянии 40–50 см, поэтому выстоять можно было только 20 минут. Через 40 минут снова заступали. Часто мы, недоспавшие и полуголодные, теряли сознание от жары (+70–80°С) и тяжелой работы.

С. А. Ковпак, дважды Герой Советского Союза, прославленный «батько» партизанского движения в Украине сказал: «Невозможно передать даже тысячную частицу того, что совершили дети для победы в героическом трудовом тылу на заводах в дни Отечественной войны». А маршал Г. К. Жуков считал: «Тружеников тыла надо ставить рядом с бойцами передовой… Без них Победа была бы немыслима».

Первые отпуска

Летом 45-го впервые за всю войну на заводах стали давать отпуска. Дорога домой была длинной, но радостной. Я был самым молодым из группы десяти никопольчан. Мы спешили на Родину, в Никополь, ведь у многих эвакуированных с заводом на Урал остались там семьи, о которых они ничего не знали всю войну.

У железнодорожных касс Москвы были большие очереди, и каждая по своему назначению: Герои СССР, офицерская, военнослужащих, общая. Мы предъявили милиционеру удостоверения Фонда Верховного Главного командования РККА, и нам без очереди закомпостировали билеты на Запорожье. От Москвы ехали медленно, в перегруженных вагонах возвращались из эвакуации семьи, разъезжались по домам демобилизованные. В Запорожье железнодорожный мост через Днепр был разрушен, до Никополя добирались по воде на старом катерке. Послевоенный город был неузнаваем. На улицах среди сожженных домов стояли закрашенные в желто-зеленый цвет бронированные немецкие танки, разбитые орудия, полусгоревшие автомашины. Все дороги были в воронках. К трубному заводу из Никополя ходил рабочий поезд с открытыми платформами. Паровоз отапливался опилками, и когда ехал, дымил на весь город.

Я встретился со своей семьей, которая жила тогда в бараке на 3-м участке. Моя мама Домна Никифоровна поседела, как будто стала ниже ростом, расплакалась, когда говорила об отце. Брат Леня принес к столу яблоки. Я встретился со своими довоенными друзьями – Колей Миненко, потерявшим на фронте ногу, и Прошей Балак, который, пройдя войну, стал нервнобольным. Я слушал своих друзей – как круто обошлась война с мальчишками из «комиссаровских» бараков. Однако мы не потерялись в смертельной неразберихе войны, мы выдержали.

Вместо отца я был приглашен в школу, где учился мой брат Леня, на выпускное родительское собрание. За дни отпуска я искупался в Днепре, поел яблок, груш, арбузов, винограда, по которым очень соскучился. Вернувшись после отпуска на Урал, я привез с Украины яблоки и груши, пахнувшие на весь двор общежития. А когда угостил фруктами и семечками наших ребят, они плакали, вспоминая Никополь, Днепровские плавни, рыбалку, свое детство...

Анатолий ТАРАСЕНКО.

 

Все для фронта, все для победы. Начало.

 

Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в почтовых отделениях, а также приобретайте по вторникам и четвергам во всех местах продажи прессы.

AddThis Social Bookmark Button
 

Нам интересно Ваше мнение по затронутой выше теме. А что думаете Вы? Ваши мнения лягут в основу нашей дальнейшей работы. Лучшие высказывания будут опубликованы в "Проспекте Трубников".

     Свежий номер уже в продаже

53-01

Посмотреть предыдущие выпуски

О нас

Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ