| Есть такое мнение. ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это путь к равнодушию? |
|
|
| 21.03.2018 12:39 |
|
Когда я рос (а школу я окончил в 1987-м), понятия не имел, что такое толерантность, да и не было такого слова в нашей жизни. Зато я знал, что такое «хорошо», а что такое «плохо», что «фашизм» – плохо, а «мир во всём мире» – хорошо. И еще о том, что другие люди ничем не отличаются от меня и к ним надо относиться с уважением. Моих знаний и нравственных установок, данных родителями и школой, было достаточно для жизни среди людей в том времени, и я это понимаю с позиции сегодняшнего дня. Но вдруг в 1990-е мы узнаём о какой-то толерантности – непонятное заморское слово, которое мне объясняют не просто как терпимость, а наделяют каким-то особым магическим смыслом, не слишком доступным моему пониманию. Уже став школьным учителем в те же годы, я вдруг узнаю, что теперь надо учить детей не просто тому, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и о том, что других людей надо уважать, а еще этой самой заморской толерантности. Сознаюсь – толерантности не учил. Что людей надо уважать – учил. О том, что к людям надо относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе – учил. Дружбе и доброте – учил. А вот толерантности не учил. Как я могу учить тому, что не особенно понимаю? Еще в 2008 году в одной из своих статей я затронул проблему экспансии слова «толерантность» в отечественном образовании, а именно – в контекстах «толерантность учителей к детям» и «воспитание в детях толерантности». Обратимся к тому тексту. «…Толерантность. Трактовать термин можно по-разному. Это и терпимость к другому. Это и принятие другого со всеми его достоинствами и недостатками. Это и право на свободу мысли, совести, религии. Это и активное принятие многообразия людей. А также множество других подходов к определению этого термина. Однако дети всё ставят на свои места. Для них важно, чтобы их принимали, ценили, заставляли работать, шли навстречу их инициативе, просто чтобы с ними были и с ними разговаривали. Если это есть – к чему разговоры о толерантности к детям. Если этого нет, то и убеждать взрослого, что «надо быть толерантным», бесполезно. По-моему, воспитать у взрослого это качество невозможно. Оно либо есть, либо его нет в принципе, и чего тогда воздух сотрясать? Человека, который не способен любить, научить любви невозможно. А в нашем учительском случае эти два понятия любви и толерантности слишком рядоположены. Сегодня в контексте моей профессии я бы еще добавил, что толерантность без эмпатии (сопереживания) – это в одних ситуациях обыкновенное лицемерие, а в других – банальное равнодушие. Я так считаю. В современном информационном пространстве, направленном на детей (масс-медиа, школа и пр.), толерантности очень много, а вот эмпатии – как-то не особо. Ребенка учат быть толерантным, но не воспитывают в нём способность к эмпатии… Значит кому-то очень надо, чтобы нынешние дети стали в будущем равнодушными взрослыми, которым всё, что происходит вокруг, до лампочки, а их ценности – это ценности общества потребителей. Я не хочу жить в таком обществе. Я боюсь такого общества. И еще одна очень важная грань толерантности нашего времени. Теперь смысл толерантности как принятия другого, при расцвете и легализации однополых отношений в Европейских странах, приобрел еще и качество терпимости не только к представителям этих самых однополых отношений (ведь надо же принимать другого…), но и к самому явлению как таковому. И если эти самые представители не вторгаются в жизненное пространство моё и моих близких, не навязывают детям свои взгляды, то пусть себе живут своей жизнью параллельно со мной на соседней улице, соблюдая банальные нормы человеческого общежития. Но ведь фактически происходит именно вторжение в моё личностное пространство, пропаганда этого явления, направленная в первую очередь на детей и подростков! И если я, взрослый дядька, понимаю, что это плохо и почему это плохо, то как быть с детьми, у которых мировоззрение и нравственные установки только формируются? И я к этому должен быть толерантен? Нет, не буду. И о явлении этом, и о его пропаганде я буду говорить как о порочном. Смотрите, что получается: каждый человек имеет право на своё личностное самоопределение, на свою уникальность, на то, что он может и должен быть самим собой. И именно к этому вслух призывают идеологи толерантности, как правило, замалчивая контекст. Конечно-конечно, и я двумя руками за это, ну вот именно за то, что произносится вслух! Но вот только с одним «но» – и личностное самоопределение, и уникальность, и право быть самим собой имеют право на существование ровно до тех пор, пока они не вторгаются в личностное пространство других людей, не угрожают безопасности их жизни, эмоциональному состоянию, физическому и психическому здоровью как взрослых, так и детей, а также жизни на всей большой планете Земля и за её пределами. И эта грань, которую нельзя перешагивать, должна быть аксиомой, а её стойкость – нерушимой. Если такой границы не будет, мы сами себя уничтожим. И без войны».
Дмитрий ВЕРИН-ГАЛИЦКИЙ.
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |
Свежий номер уже в продаже
Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"