| Конфликтная ситуация на предприятии УТОСа завершилась массовым увольнением «бунтарей» |
|
|
| 06.08.2013 10:59 |
|
Инвалиды просили поднять расценки на изготовление цементных мешков до 7 копеек за штуку (!), а оказались на улице с «клеймом» в трудовой книжке. Ситуацией заинтересовалась прокуратура… «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему – бойся Бога твоего. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь!». (Левит, гл.19). Главная идея Левит – третьей книги Библии – состоит в нашей извечной и недосягаемой мечте: формировании нравственного общества. По Господним законам ближний для нас – это любой человек, встречающийся в нашей земной жизни, а любить его – значит радоваться его радости и помогать ему в горе и неудачах, даже если это… твой подчиненный. Именно с христианской морали (все же под Богом ходим!) мне хотелось начать это грустное повествование о морали человеческой, где с одной стороны – амбиции и власть, с другой – желание трудиться и получать за это надлежащую заработную плату. Мы же не требовали невозможного В редакцию «Проспекта Трубников» обратились инвалиды по зрению с детства Наталья Грецкая и Виктор Матюхин, теперь уже – бывшие работники учебно-производственного предприятия УТОС: за нарушение трудовой дисциплины их уволили по ст. 40 п. 3 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. В трудовой книжке черным по белому записано: «за систематическое невыполнение без уважительных причин производственных обязательств». Вместе с Натальей и Виктором «по статье» были уволены еще одиннадцать человек. Вот так «одним росчерком пера» поставлено «клеймо» в трудовых документах тех, кто проработал на предприятии десятки лет, был на хорошем счету и имел за труд грамоты да поощрения. – Конфликт между администрацией предприятия и работниками картонажно-бумажного участка разгорелся из-за производственных расценок на изготовление продукции, которые с повышением минимальной заработной платы не индексировались годами, – говорят уволенные. – За последние десять лет минимальная зарплата увеличилась в 6,5 раза, а расценка на изготовление сотни мешков для 25кг цемента возросла лишь с 3 до 4,5 грн.! Чтобы за день заработать 57 грн., надо «мантулить» кисточкой, не отвлекаясь на обед и отдых, потому как норма выработки составляет… 1 300 (!) мешков за смену. В устной форме мы заявили директору о том, что будем бастовать, если администрация не пересмотрит существующие расценки и не поднимет их хотя бы до семи гривен за сотню. Да и посильная дневная норма для незрячих – не более 900 мешков! Понимаем, что УТОС – хозрасчетное предприятие и его экономическая жизнедеятельность зависит от себестоимости продукции, но ведь мы и не требовали невозможного! Выброшенные «за борт»
На основании этого директор Владимир Саблин издает приказ № 41, где и объявляет выговор Наталье и Владимиру Ерзуковым, Екатерине Балакан, Елене Остапенко, Сергею Шараю, Александру Попову, Маргарите Цейслер, Анне Гончаренко, Любови Яцышиной, Захару Ганже, Евгению Лазарю, Владу Панченко, Александру Чайдакову, Наталье Грецкой и Виктору Матюхину. С этим приказом они были ознакомлены «под роспись», а в своих объяснительных написали, что причиной простоя является «гробовое» молчание дирекции. Поскольку у предприятия – трехдневная рабочая неделя, во вторник , 16 июля, на собрании рабочие цеха принимают решение приступить к работе. Но в 14.00 их по одному начинают вызывать в кабинет директора и… увольнять. Большинство отказалось идти на «теплый прием» к начальству, тогда Владимир Саблин вместе с инспектором отдела кадров, главным инженером и инженером по охране труда, мастером цеха, председателем профкома и председателем правления по защите интересов инвалидов пришли в цех, но уже с определенным настроением и подготовленными на увольнение документами. В этот же день в отделе кадров «бунтарям» выдавали трудовые книжки, а в кассе – расчетные. – Обратите внимание, что на заседание профкома нас не вызывали, если оно и было – то без нашего участия, а это уже грубейшее нарушение КЗоТ, – говорит Виктор Матюхин. – Уволенные рабочие не видели, как проходило само голосование и кто был согласен с нашим увольнением по статье. Мы уверены, что этот трудовой конфликт руководство и не собиралось решать «мирным» путем, ведь не была создана необходимая в таких случаях комиссия по трудовым спорам, собрание трудового коллектива с представителями администрации не проводилось, да и вообще никаких серьезных переговоров для выработки компромиссного решения не велось. Получается, что мы директору надоели и нас попросту выбросили «за борт».
Имеют право?
Массовое увольнение по статье инвалидов со спецпредприятия «пахнет» повышенным вниманием общества и журналистов. Ведь незрячий – человек особенный и отношения к себе требует особого! И ничего в этом нелогичного нет, а отношение к нему – показатель цивилизованности общества. В Уставе ООН сказано, что каждый человек имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, труде. Это говорит о том, вопрос инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, он в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. Вот где теперь им, еще молодым и полным энергии, реализовать себя в провинциальном Никополе? Других предприятий УТОСа с другими директорами у нас нет! Поэтому и понятно их желание отстаивать себя и свою правду да надеяться на серьезный подход чиновников к рассмотрению возникшей ситуации. Да только кажется мне, что развязка в ней могла быть совсем иной, если бы не столь «нордический» характер директора и покладистость да уступчивость профкома и правления при попрании прав инвалидов.
Верны ли директорские убеждения?
Мое повествование не было бы столь правдивым и объективным, если бы я не попыталась переговорить с администрацией и работниками предприятия УТОС. С этой целью я и направилась на ул. Приморскую, 1. Но меня ждало «разочарование»: Владимир Саблин запретил фотографировать, включать диктофон и общаться с рабочими. При этом он вел себя с определенным «надрывом» и уверенностью в непоколебимости своих позиций и решений. Но все же свою точку зрения Владимир Леонидович «выдал на гора» и небольшую экскурсию по предприятию провел. – Предприятие я возглавил в 2002 году, – сказал он. – Зарплата рабочих тогда была мизерной, а изготовление одной тысячи 25-килограммовых бумажных мешков для цемента стоило 21,75 грн. За это время мне удалось некоторые производственные участки механизировать и установить временные расценки, которые индексировались постоянно. Вас правильно информировали, что УТОС – хозрасчетная общественная организация, поэтому для поднятия расценок должно быть экономическое обоснование. Сегодня рынок Украины не внемлет, где склеен мешок: на рентабельном предприятии или в УТОСе. Главное – цена реализации. Чтобы удержать предприятие на плаву, приходится все детально и скрупулёзно просчитывать. Рабочие имеют дневную норму выработки – ее они и должны выполнить! Бастующие нарушили трудовой ритм и понесли соответствующее наказание – как говорится, чтобы не было повадно другим. «Нахрапом» не надо брать дирекцию «за горло»! Когда в моем кабинете состоялся разговор между представителями коллектива (членами согласовательной комиссии) и администрацией, я спросил, как будем действовать: вести диалог или «по закону»? Приняли решение – по закону. Для многих это «обернется» работой полный 8-часовой день и 100-процентным выполнением плана. Да, это «коса – на камень», но развалить предприятие я не позволю! Все споры с уволенными будем решать через суд. …М-да-а, подумалось мне… Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни. Но ее, неприязни, Владимиру Саблину, кажется, не избежать.
Жалость вперемешку с преданностью
– Не жалко ли уволенных по статье хороших и преданных работников? К тому же слабовидящих, которым в Никополе тяжело найти работу? – спросила я у председателя правления по защите инвалидов предприятия УТОСа (так звучит его должность) Александра Мойсака, человека, который, казалось, первым должен отстаивать интересы незрячих людей. – Если я ставлю себя на место дирекции, то вполне понимаю ее заботу о дальнейшей судьбе УТОСа, – последовал ответ. – Поэтому я и голосовал за увольнение. В действиях забастовщиков вижу нарушение трудового законодательства, хотя по-человечески их жалко.
Работать «на износ» уже не было сил! Довелось мне встретиться еще с одним уволенным работником УТОСа – Екатериной Балакан. – Именно меня дирекция предприятия обвинила в том, что я начала поднимать эти злободневные вопросы, которые сами по себе не решались годами. Работать же «на износ» ни у кого из нас уже не было сил! Но дирекция решила проблему по-своему, выбросив на улицу со статьей в трудовой книжке тех, кто добросовестно проработал на предприятии по двадцать-тридцать лет. Мы допускали, что за нарушения норм КЗоТа должны нести наказание. Но в пределах же разумного, а не столь суровое! Самым отъявленным прогульщикам и алкоголикам оставляют шанс уйти по собственному желанию, а в данном случае элементарно «сработали» амбиции директора. Много нелогичного в его «принципах». К примеру, проводимый по директорскому указанию хронометраж рабочего времени. Это только быстрые бригады выполняют дневные нормы до 14.00, а другие не укладываются и в рабочую смену. У нас ручной труд! Да, к тому же, сдельная оплата труда и введена для того, чтобы человек мог заработать больше минимальной зарплаты. Оставляя за собой право защиты, мы обратились в прокуратуру с заявлением о восстановлении на работу. Вот теперь ждем результатов прокурорской проверки предприятия УТОСа. А дальше – суд. Еще мы обратились к генеральному директору Днепропетровского учебно-производственного объединения «Луч» УТОС Леониду Лежепёкову с просьбой разобраться в ситуации и содействовать восстановлению нас на работе. Записались и на прием к городскому голове Руслану Токарю с просьбой о дальнейшем трудоустройстве инвалидов по зрению. Обратимся в и общественную приемную Андрея Шипко. Неужели не будет трезвых действий и не восторжествует правда!
Вместо эпилога Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру. Опрошенные мною правоведы были едины во мнении: с массовым увольнением «по статье» (именуемым в определенной среде «волчьим билетом») в УТОСе погорячились.
Наталья РАЗУВАЕВА.
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |
Свежий номер уже в продаже
Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"