| КЗоТ «УХОДИТ» В ПРОШЛОЕ. Новый Трудовой кодекс: плюсы и минусы |
|
|
| 01.12.2015 11:37 |
|
5 ноября этого года Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект нового Трудового кодекса Украины. Такое решение поддержали 258 народных депутатов. Этот законопроект был подан спикером Владимиром Гройсманом, Людмилой Денисовой, Степаном Кубивым и Михаилом Папиевым. Глава профильного парламентского комитета по вопросам социальной политики Людмила Денисова, представляя проект Трудового кодекса (№1658), отметила, что впервые будут регламентированы права и обязанности как работника, так и работодателя. Она также отметила, что некоторые нормы проекта кодекса нуждаются в доработке
Проект Трудового кодекса, который рассматривался Радой, не включал необходимой нормы о трудовой дискриминации по разным признакам, в том числе по признаку сексуальной ориентации. Поэтому председатель Верховной Рады предложил депутатам подтвердить «возможность рассмотрения такой поправки» при подготовке Трудового кодекса ко второму чтению. В результате законопроект был принят в следующей редакции: «Правовое регулирование трудовых отношений основывается на: запрете дискриминации, привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического или социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам в сфере труда; обеспечении лицам, подвергшимся такой дискриминации, права на обращение в суд о признании факта дискриминации и ее устранения, а также возмещение ущерба, причиненного в результате дискриминации». Эксперты утверждают, что с принятием нового кодекса трудовое законодательство в Украине существенно обновляется и в значительной степени приводится в соответствие современным реалиям. Однако первое ознакомительное прочтение проекта ТК оставляет, по меньшей мере, двоякое впечатление. Несомненно, положительной тенденцией является более подробная и четкая по сравнению с КЗоТ Украины регламентация в ТК общеустановленных прав и обязанностей участников трудовых отношений и условий применения труда. В отличии от КЗоТ Украины, не содержащего самостоятельных статей о его основных началах, ограничиваясь перечислением задач Кодекса, основных трудовых прав и обязанностей работников и общим указанием на состав трудового законодательства, ТК посвящает этим вопросам отдельные статьи, в которых содержится квинтэссенция всего Кодекса. Впервые исчерпывающе определен предмет регулирования трудового законодательства, то есть перечислены отношения, которые подлежат регулированию нормами трудового (а не иных отраслей, в частности, гражданского) права. Еще одной важнейшей нормой, содержащейся в ТК, является раскрытие содержания важнейших принципов – запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда (отметим, что КЗоТ Украины прямо оговаривал лишь запрет какого бы то ни было ограничения прав или установления преимуществ при приеме на работу в зависимости от каких-либо обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников). «Трудовое законодательство существенно обновляется, Безусловно, новыми являются положения, из которых следует, что основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем является заключенный ими трудовой договор. В определении трудового договора на первое место ставятся обязанности работодателя, на которого дополнительно возложена ранее не предусматривавшаяся КЗоТ Украины обязанность предоставить человеку работу по обусловленной трудовой функции, а обязанность выплачивать работнику заработную плату уточнена указанием на необходимость делать это своевременно и в полном размере. Кроме того, в отличие от КЗоТ Украины проект (ст. 40) предусматривает четкий перечень существенных условий трудового договора, которые обязательно должны быть указаны в его содержании. Кроме того, установлен четкий перечень документов, предъявляемых работодателю при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, который может быть расширен в отдельных случаях с учетом специфики работы, но лишь самим Кодексом либо иными нормативными актами Украины. Серьезные новации прослеживаются и в регламентации испытания при приеме на работу. В частности, ст. 47 предусмотрен перечень лиц, для которых испытание не должно устанавливаться. Он носит открытый характер, поскольку указанной нормой допускается возможность ограничить установление условия об испытании и в иных случаях, которые могут предусматриваться не только самим кодексом и другими законами, но и коллективными договорами, что, несомненно, направлено на повышение социальной защищенности работников. Изменились также и нормы о результате испытания при приеме на работу. В соответствии с ТК при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, лишь предупредив его об этом в письменной форме не позднее, чем за 3 дня. Проект ТК закрепляет за работодателем право контролировать выполнение сотрудниками своих трудовых обязанностей с использованием технических средств, «если это обусловлено особенностями производства». При этом данная норма четко не определяет, при каких именно «особенностях производства» работодатель имеет право применять такие средства. Нелишним будет упомянуть и о закреплении в ТК новых положений, регламентирующих аттестацию сотрудников. Работодатель, если это предусмотрено законом, может проводить периодическую аттестацию работников (и увольнять на ее основании). Аттестация проводится не чаще, чем один раз в три года. Статьей 73 ТК определен перечень сотрудников, которые не подлежат аттестации. Положительным нововведением ТК следует считать предоставление женщине трехдневного оплачиваемого отпуска для медицинского обследования в случае взятия ее на учет по беременности. В соответствии со ст. 169, если приказ (распоряжение) работодателя о предоставлении отпуска не издан, работник не имеет права по собственному усмотрению определять день начала отпуска. Таким образом, несмотря на согласованный работодателем и работником график отпусков и поданное последним письменное заявление о предоставлении отпуска в сроки, указанные в графике, работодатель может своими действиями ограничить право работника на отдых. Следует отметить, что проект ТК устанавливает обязательный медицинский осмотр сотрудников за счет работодателя при принятии на работу. Согласно ст. 139 ТК работодатель может посредством принятия нормативного акта, согласованного с выборным органом первичной профсоюзной организации, продлить продолжительность ежедневной работы до 10 часов при условии соблюдения недельной нормы рабочего времени, определенной законом (48 часов). Такое положение не согласовывается с нормами относительно привлечения работников к сверхурочным работам, применение которых может осуществляться по определенной процедуре и с соответствующей оплатой. Согласно действующему КЗоТ Украины при увольнении работника по сокращению штата ему выплачивается выходное пособие в размере месячной заработной платы (ст. 44). Проект ТК дифференцирует выплату при увольнении в зависимости от стажа работы. Размер пособия может достичь трех должностных окладов. Кроме того, проектом ТК предусмотрена выплата выходного пособия, когда человек увольняется по причине длительной болезни. Также если согласно КЗоТ доплата за работу в ночное время сейчас составляет 20% от оклада, то проект ТК предусматривает 30%. Кроме того, сверхурочное выполнение задач для каждого работника должно длиться не более четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Количество превышенных часов будет оплачиваться в тройном размере. Проект вводит понятие гибкого режима рабочего времени, а также предусматривает возможность определения категорий работников, которые самостоятельно планируют свое рабочее время. Также в ТК предусматривается возможность привлечения работников на условиях ненормированного рабочего времени. Согласно проекту Кодекса, работодатель вправе в случае простоя по договоренности с другим работодателем временно перевести работника с его согласия на работу к другому работодателю. Однако такой перевод на практике будет принудительным, ведь работник может дать согласие под давлением или боясь потерять работу. Кроме этого, срок такого перевода не установлен (ст. 71). Важной новацией является закрепление на законодательном уровне нормы, устанавливающей санкцию работодателю – пеню за задержку зарплаты в размере 2% учетной ставки Национального банка Украины за каждый день задержки.
Р.S. В данный момент проект ТК предлагают вынести на всенародное обсуждение. Соответствующее постановление в Верховной Раде зарегистрировал народный депутат Александр Фельдман. Наверняка это может значительно улучшить его содержание и привести его в соответствие с пожеланиями работодателей, наемных работников и других участников трудовых отношений.
Статья предоставлена лучшей газетой Никополя — "Проспект Трубников". Подписывайтесь на газету в специальном разделе нашего портала -"ПОДПИСКА", а также во всех почтовых отделениях. Свежий номер "Проспекта" Вы сможете приобрести в точках продажи прессы. |
Свежий номер уже в продаже
Если Вы нашли ошибку или несовпадение, выделите текст и нажмите "Shift"+"Enter"